Герб РБ

© Отдел образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома

Официальный сайт
Герб Щучин

Звярніце ўвагу


                                           

.

Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования (утверждена постановлением Министерства образования от 01 сентября 2011 г. № 251 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 127, 8/24371))

ПЕРЕЧЕНЬ учреждений образования, на базе которых осуществляется инновационная деятельность в сфере образования в 2019/2020 учебном году

№ п/п

Наименование учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность

Наименование экспериментальных и инновационных проектов (сроки реализации)

Координатор проекта

Инновационная деятельность

1

Государственное учреждение образования «Гимназия г.Щучина»

Внедрение модели организации образовательных практик в интересах устойчивого развития в целях формирования творческого потенциала обучающихся (2017-2020)

Метько Ж.И., заместитель начальника отдела образования, спрта и туризма

2

Государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г.Щучина»

Внедрение технологии формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации (2019 – 2022)

Чижик О.П., главный специалист отдела образования, спорта и туризма

3

Государственное учреждение образования «Средняя школа №3 г.Щучина»

4

Государственное учреждение образования “Желудокская средняя школа имени В.Врублевского”

Внедрение модери формирования активной гражданской позиции у учащихся IX-XI классов в процессе социально значимой деятельности (2019 – 2022)

Чижик О.П., главный специалист отдела образования, спорта и туризма

5

Государственное учреждение образования «УПК Рожанковский д/с-СШ»

Внедрение модели формирования двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы (2017–2020)

Бобрицкий Е.В., методист ГУ “Щучинский районный учебно-методический кабинет”

 


   Порядок осуществления информационно-аналитического и научно-методического сопровождения инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь.

Порядок осуществления информационно-аналитического и научно-методического сопровождения инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь утвержден на заседании экспертного совета академии (протокол № 1 от 20.03.2012).

больш падрабязна.../згарнуць

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие рекомендации разработаны на основе Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования (далее — Инструкция) и определяют порядок осуществления информационно-аналитического и научно-методического сопровождения инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь.

1. В данном документе используются следующие термины и определения:

апробация — деятельность по проверке результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования (Инструкция, п.2);

внедрение в практику — использование в образовательном процессе учреждений образования апробированных в ходе экспериментальной деятельности результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, подтвердивших свою педагогическую эффективность, социально-экономическую целесообразность (Инструкция, п.2);

инновационная деятельность — процесс внедрения в практику апробированных в ходе экспериментальной деятельности результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования посредством реализации инновационного проекта (Инструкция, п.2);

экспериментальная деятельность — процесс проверки результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования в целях определения эффективности и целесообразности их массового использования посредством реализации экспериментального проекта (Инструкция, п.2);

консультант — специалист, осуществляющий научно-методическое сопровождение инновационной деятельности учреждения образования;

эксперт — специалист, осуществляющий оценку инновационной деятельности учреждения образования;

методист, координирующий инновационную деятельность (далее — методист), — специалист Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (далее — академия), институтов развития образования, имеющий первую или высшую квалификационную категорию.

2. УЧАСТНИКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3. Участниками инновационной деятельности являются:

разработчики и консультанты инновационных проектов;

учреждения образования, осуществляющие инновационную деятельность;

обучающиеся и педагогические работники, осуществляющие инновационную деятельность;

Министерство образования Республики Беларусь (далее — Министерство образования);

организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования (Инструкция, п.3).

4. Разработчиками и консультантами инновационных проектов могут быть педагогические и научные работники учреждений образования, работники иных организаций, специалисты республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение образования, имеющие, как правило, ученые степени и (или) ученые звания (Инструкция, п.3).

5. В организации, осуществляющей научно-методическое обеспечение образования (академия, институты развития образования), или при управлениях образования областных исполнительных комитетов (Минского городского исполнительного комитета) создаются экспертные советы (далее — региональные экспертные советы). Членами экспертного совета могут быть высококвалифицированные педагогические работники организации, осуществляющей научно-методическое обеспечение образования; специалисты Министерства образования, управлений образования областных исполнительных комитетов (Минского городского исполнительного комитета); консультанты инновационных проектов и руководители учреждений образования, имеющие эффективный опыт инновационной деятельности.

К экспертной оценке инновационной деятельности могут дополнительно привлекаться педагогические и научные работники учреждений высшего образования и организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение образования; специалисты республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, работники иных организаций, имеющие, как правило, ученые степени и (или) ученые звания.

6. Основными задачами экспертного совета академии являются:

координация инновационной деятельности учреждений образования с региональными институтами развития образования, институтами повышения квалификации, районными и городскими управлениями и отделами образования;

экспертная оценка инновационной деятельности учреждений образования республики;

обеспечение информационно-аналитического и научно-методического сопровождения инновационной деятельности учреждений образования;

выявление, систематизация, обобщение и распространение эффективного опыта в области педагогической инноватики.

7. Основными задачами регионального экспертного совета являются:

координация инновационной деятельности учреждений образования с районными (городскими) отделами (управлениями) образования;

экспертная оценка инновационной деятельности учреждений образования региона;

обеспечение информационно-аналитического и научно-методического сопровождения инновационной деятельности учреждений образования;

выявление, систематизация, обобщение и распространение эффективного опыта в области педагогической инноватики.

8. В своей деятельности участники инновационной деятельности руководствуются:

Кодексом Республики Беларусь об образовании;

Инструкцией о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь;

нормативными правовыми актами и другими документами, регламентирующими вопросы функционирования и развития системы образования;

настоящими рекомендациями о порядке осуществления информационно-аналитического и научно-методического сопровождения инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь;

научно-методическими материалами по проблемам организации инновационной деятельности в учреждениях образования;

материалами по инновационной деятельности, размещенными на сайте академии (www.academy.edu.by).

3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

9. Инновационные проекты и заявки учреждений образования на участие в инновационной деятельности согласовываются с начальником отдела (управления) образования рай(гор)исполкома и подаются в региональный институт развития образования не позднее 1 апреля.

10. Инновационный проект содержит:

полное название;

данные о разработчике (разработчиках) и консультанте (консультантах): фамилию, собственное имя, отчество, место работы и должность, ученую степень и (или) ученое звание, телефон, e-mail;

перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности;

сроки проведения инновационной деятельности;

формулировку целей и задач;

обоснование целесообразности использования в образовательном процессе учреждений образования результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, апробированных в ходе экспериментальной деятельности;

описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект;

подтверждение педагогической эффективности и социально-экономической значимости результатов апробированных в ходе экспериментальной деятельности фундаментальных и прикладных научных исследований;

описание структуры и содержания внедряемой инновационной модели (технологии, методики, системы и т.д.);

ожидаемые результаты;

программу инновационной деятельности;

календарный план на текущий учебный год;

список использованной литературы;

критерии и показатели, согласно которым будет оцениваться эффективность инновационной деятельности;

кадровое и материально-техническое обеспечение проекта;

финансово-экономическое обоснование инновационного проекта.

Инновационный проект рецензируется и подписывается потенциальным консультантом.

11. Первичная оценка инновационных проектов проводится региональным экспертным советом.

Инновационные проекты, информационные карты проектов и обобщенная заявка (на электронных и бумажных носителях) на участие в инновационной деятельности учреждений образования области (г. Минска), согласованная с заместителем председателя облисполкома (Мингорисполкома), подаются институтом развития образования в экспертный совет академии не позднее 20 апреля. Все документы предоставляются на электронных и бумажных носителях.

12. Академия проводит экспертную оценку инновационных проектов в несколько этапов:

внутренняя оценка (педагогические и научные работники академии);

внешняя оценка (профессорско-преподавательский состав учреждений высшего образования и сотрудники Министерства образования Республики Беларусь).

Обсуждение и подведение результатов оценки инновационных проектов осуществляется на заседании экспертного совета академии.

Экспертный совет академии готовит заключение о целесообразности включения (невключения) в перечень учреждений образования, на базе которых будет осуществляться инновационная деятельность в предстоящем учебном году, не позднее 25 мая.

13. Организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение образования, по согласованию с Министерством образования может принять решение об увеличении количества учреждений образования, проводящих инновационную деятельность по реализованным экспериментальным проектам, с целью массового использования и подготовки участников образовательного процесса к их освоению и использованию нововведений (Инструкция, п.20).

Учреждения образования, которые включены дополнительно, обязаны предоставить в экспертный совет академии инновационные проекты не позднее 1 июня.

14. Продолжительность инновационной деятельности в учреждениях образования может составлять от 1 года до 5 лет (Инструкция, п.21).

15. Руководители учреждений образования, на базе которых осуществляется инновационная деятельность, предоставляют в институты развития образования промежуточный отчет и справку, согласованные с консультантом, (на бумажных и электронных носителях) не позднее 1 апреля (за сентябрь — март). В академию предоставляется только справка (на электронном носителе) не позднее 20 апреля.

16. Региональные экспертные советы проводят оценку промежуточных результатов инновационной деятельности учреждений образования и готовят заключение о целесообразности продолжения инновационной деятельности в данных учреждениях образования. Обобщенная заявка на продолжение инновационной деятельности учреждений образования области (г. Минска), согласованная с заместителем председателя облисполкома (Мингорисполкома), предоставляется в академию не позднее 20 апреля.

17. Экспертный совет академии принимает решение о продолжении (завершении) инновационной деятельности и формирует предложения в Министерство образования по перечню учреждений образования, на базе которых будет продолжена реализация инновационных проектов, не позднее 5 июня. Право на продолжение инновационной деятельности учреждения образования получают при условии актуальности темы инновационного проекта и положительной оценки промежуточных результатов региональными экспертными советами и экспертным советом академии.

Перечень учреждений образования, имеющих право продолжить инновационную деятельность, утверждается Министерством образования.

18. Инновационная деятельность в учреждениях образования завершается досрочно в случаях:

существенных отклонений от содержания инновационного проекта;

нарушения в ходе осуществления инновационной деятельности законодательства, в том числе Инструкции (Инструкция, п.22).

19. Решение о досрочном прекращении инновационной деятельности в учреждении образования, об изменении состава ее участников принимается организацией, осуществляющей научно-методическое обеспечение образования, по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь (Инструкция, п.23).

20. Академия формирует предложения Министерству образования Республики Беларусь по перечню учреждений образования, которые будут проводить в предстоящем учебном году инновационную деятельность, не позднее 5 июня (Инструкция, п.25).

21. Утверждение консультантов инновационных проектов осуществляется на заседании экспертного совета академии.

22. По результатам реализации инновационного проекта руководитель учреждения образования предоставляет в региональный институт образования итоговый отчет и справку (на бумажном и электронном носителях), согласованные с консультантом (консультантами) инновационного проекта, не позднее 25 мая.

23. Обобщенная заявка от регионов на прекращение инновационной деятельности в учреждениях образования, итоговые отчеты и справки учреждений образования по результатам реализации инновационных проектов предоставляются в академию не позднее 1 июня.

24. Консультант предоставляет в экспертный совет академии обобщенную справку по итогам реализации инновационных проектов по одной теме всеми учреждениями образования не позднее 10 июня.

Экспертный совет академии на основании оценки итоговых результатов и справок консультантов готовит для внесения в приказ Министерства образования предложения по использованию инноваций в сфере образования.

25. При положительной оценке экспертным советом результатов инновационной деятельности руководитель учреждения образования предоставляет консультанту (не позднее 15 июня), а консультант предоставляет в экспертный совет академии обобщенные методические рекомендации по распространению инновации в массовой образовательной практике (на бумажном и электронном носителях) не позднее 4 месяцев после реализации инновационного проекта.

26 Академия проводит экспертную оценку методических рекомендаций по распространению инноваций в массовую образовательную практику.

Инновации и методические рекомендации, получившие положительную оценку экспертного совета академии и утвержденные Министерством образования, можно использовать в массовой образовательной практике.

Учреждения образования, реализовавшие инновационный проект, по рекомендации консультанта становятся центрами по распространению инновации.

27. Инновационные проекты хранятся в академии. Срок хранения — 7 лет.

4. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ участников инновационной деятельности

  1. Экспертный совет академии:

анализирует банк данных реализованных, реализуемых и перспективных педагогических инноваций в Республике Беларусь;

определяет совместно с Министерством образования актуальные направления инновационной деятельности в учреждениях образования;

проводит экспертную оценку инновационных проектов и анализ материалов инновационной деятельности учреждений образования;

утверждает темы инновационных проектов;

определяет целесообразность сроков реализации инновационных проектов в учреждениях образования;

утверждает консультантов инновационных проектов;

готовит для внесения в приказ Министерства образования заключение о включении (невключении) в перечень на предстоящий учебный год учреждений образований, на базе которых будет осуществляться инновационная деятельность;

готовит для внесения в приказ Министерства образования предложения о целесообразности использования инноваций в сфере образования.

  1. Региональный экспертный совет:

анализирует банк данных реализованных, реализуемых и перспективных педагогических инноваций в Республике Беларусь;

проводит экспертную оценку инновационных проектов;

проводит оценку промежуточных и итоговых результатов инновационной деятельности учреждений образования;

определяет целесообразность сроков реализации инновационных проектов в учреждениях образования;

готовит для экспертного совета академии обобщенную заявку о включении в перечень на предстоящий учебный год учреждений образований, на базе которых будет осуществляться инновационная деятельность;

готовит для экспертного совета академии предложения по использованию инноваций в сфере образования.

  1. Методист, координирующий инновационную деятельность в регионе:

координирует и регулирует деятельность субъектов инновационной деятельности региона;

организует первичную экспертную оценку инновационных проектов, промежуточных и итоговых материалов инновационной деятельности;

предоставляет в экспертный совет академии документы, необходимые для осуществления инновационной деятельности в регионе;

содействует повышению квалификации педагогов в области организационно-методического обеспечения инновационной деятельности в учреждениях образования; информирует и обеспечивает их участие в межкурсовых мероприятиях регионального, областного и республиканского уровней;

оказывает содействие консультантам и руководителям учреждений образования в организации инновационной деятельности;

оказывает консультативную и организационно-методическую помощь педагогическим работникам по обеспечению и управлению инновационной деятельностью;

выявляет, формирует, изучает, систематизирует, обобщает и транслирует в образовательную среду лучший эффективный инновационный опыт;

организует повышение квалификации педагогов региона по распространению в массовой образовательной практике региона инноваций, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь.

  1. Консультант:

оказывает помощь учреждениям образования в организации инновационной деятельности;

обеспечивает научно-методическое и аналитико-диагностическое сопровождение реализации инновационного проекта;

консультирует педагогов в проведении индивидуальных исследований, систематизации, обобщении и распространении инновационного опыта;

проводит ежегодный анализ инновационной деятельности учреждений образования;

по итогам реализации инновационного проекта предоставляет обобщенную справку и предложения по использованию полученных результатов инновационной деятельностив массовой образовательной практике;

при положительной оценке результатов инновационной деятельности учреждений образования консультант предоставляет в экспертный совет академии обобщенные методические рекомендации по распространению инновации в массовой образовательной практике;

доводит до сведения экспертного совета академии информацию о существенных отклонениях в учреждениях образования от содержания инновационного проекта или нарушениях в ходе осуществления инновационной деятельности законодательства, в том числе Инструкции;

присутствует на заседаниях экспертного совета академии при утверждении инновационного проекта, а также при обсуждении результатов инновационной деятельности учреждений образования;

несет ответственность совместно с руководителем учреждения образования за ход и результаты инновационной деятельности.

  1. Руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется реализация инновационного проекта:

обеспечивает выполнение всех мероприятий, предусмотренных программой инновационной деятельности;

предоставляет по требованию консультанта (консультантов) промежуточные, итоговые отчеты и другие материалы о результатах инновационной деятельности;

ежегодно предоставляет в региональный институт развития образования промежуточный отчет о результатах инновационной деятельности;

заключает договор с консультантом инновационного проекта о сотрудничестве, копию договора предоставляет в академию;

по итогам реализации инновационного проекта готовит справку (итоговый отчет) и предложения по использованию полученных результатов инновационной деятельностив деятельности других учреждений образования;

при положительной оценке результатов инновационной деятельности руководитель учреждения образования предоставляет консультанту методические рекомендации по распространению инновации в массовой образовательной практике;

несет ответственность совместно с консультантом за ход и результаты инновационной деятельности.

31. Участники инновационной деятельности:

выстраивают образовательную деятельность в рамках инновационного проекта;

организуют собственную деятельность в соответствии с программой инновационного проекта;

осуществляют микроисследования в рамках инновационного проекта;

ведут дневник или портфолио участника инновационной деятельности;

осуществляют мониторинг инновационной деятельности;

обобщают собственный инновационный опыт;

представляют руководителю учреждения образования отчет по результатам инновационной деятельности.

5. ПРАВА участников инновационной деятельности

32. Эксперт имеет право:

на проведение экспертной оценки инновационного проекта и его реализации учреждениями образования;

выходить с предложением о досрочном завершении инновационной деятельности учреждениями образования при наличии существенных отклонений в деятельности учреждений образования от содержания программы инновационного проекта или нарушениях в ходе осуществления инновационной деятельности законодательства, в том числе Инструкции;

вносить предложение о продлении сроков реализации или прекращении инновационного проекта;

запрашивать и получать от руководителей и специалистов подразделений организации, осуществляющих научно-методическое обеспечение образования, информацию и документы, необходимые для выполнения своих обязанностей;

вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы;

требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих обязанностей и прав.

33. Методист имеет право:

проводить экспертную оценку инновационной деятельности в учреждениях образования региона;

выходить с предложением о продлении или прекращении инновационной деятельности учреждением образования, а также лишения статуса в случае невыполнения программы инновационного проекта;

сообщать непосредственно руководителю учреждения образования обо всех выявленных в процессе деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению в пределах своих компетенций;

запрашивать и получать от руководителей учреждений образования и специалистов  подразделений организации, осуществляющих научно-методическое обеспечение образования, информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;

привлекать специалистов соответствующих структурных подразделений к выполнению возложенных на него функций в случаях, если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, в противном случае – с разрешения руководителя организации;

требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

  1. Консультант имеет право:

сообщать руководителю учреждения образования обо всех выявленных в процессе деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению в пределах своих компетенций;

вносить в экспертный совет академии предложения о продлении или прекращении сроков инновационной деятельности учреждением образования, а также досрочном завершении инновационной деятельности учреждения образования при наличии существенных отклонений от содержания инновационного проекта или нарушениях законодательства, в том числе Инструкции, в ходе осуществления инновационной деятельности;

запрашивать и получать от руководителей и специалистов подразделений организации, осуществляющих научно-методическое обеспечение образования, информацию и документы, необходимые для выполнения своих обязанностей;

вносить на рассмотрение руководства академии предложения по совершенствованию работы.

  1. Руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется реализация инновационного проекта, имеет право:

присутствовать на заседаниях экспертного совета при утверждении темы инновационного проекта и определении целесообразности его внедрения, а также при обсуждении результатов инновационной деятельности;

знакомиться с экспертными заключениями о целесообразности включения (невключения) инновационного проекта в перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется инновационная деятельность в сфере образования, утвержденный приказом Министерства образования Республики Беларусь;

получать научно-методическую поддержку сотрудников академии, институтов развития образования и консультанта инновационного проекта.

6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ

И ПРОВЕДЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

36. Министерство образования утверждает перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется инновационная деятельность в сфере образования, на основании предложений экспертного совета академии.

37. На основании приказа Министерства образования управления образования областных исполнительных комитетов (комитет по образованию Минского городского исполнительного комитета), управления (отделы) образования районных исполнительных  комитетов, управления образования администраций районов г. Минска издают приказы, в которых определяются ответственные лица за организацию инновационной деятельности (Инструкция, п. 27).

38. На основании приказа управления образования областного исполнительного комитета (комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета), управления (отдела) образования районного исполнительного комитета (управления образования администрации района г. Минска) руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется инновационная деятельность, издает приказ, в котором определяет педагогических (научных) работников учреждения образования, непосредственно осуществляющих программу инновационной деятельности (Инструкция, п. 28).

39. Участники инновационной деятельности не имеют права вносить изменения и дополнения в содержание инновационного проекта без согласования с консультантом (консультантами) инновационного проекта (Инструкция, п. 29).

40. В течение установленного Министерством образования срока инновационной деятельности в учреждении образования не разрешается проведение методических мероприятий и проверок, касающихся содержания инновационного проекта, без согласования с консультантом (консультантами) инновационного проекта.

41. Ответственность за ход инновационной деятельности несет руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется инновационнаядеятельность, совместно с консультантом (консультантами) инновационного проекта (Инструкция, п. 30).

42. Не допускается организация инновационной деятельности, в ходе которой может быть нанесен моральный или физический вред здоровью обучающихся и педагогических работников (Инструкция, п. 31).

 Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности
в сфере образования. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 01.09.2011 № 251. — Сборник нормативных документов,  2012. — С. 52—60