Герб РБ

© Отдел образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома

Официальный сайт
Герб Щучин

Звярніце ўвагу


                                           

Три года – возраст, когда у малыша созревает потребность во взаимодействии с коллективом сверстников и имеются биологические и психологические предпосылки для адаптации к детскому дошкольному учреждению. На втором и третьем году жизни ребенку будет также полезно приходить в дошкольное учреждение, однако оптимальной формой будет посещение групп развития или групп кратковременного пребывания. Учреждения дошкольного образования Щучинского района могут предоставить образовательные услуги на платной и бесплатной основе в группах кратковременного пребывания разной направленности, вечерних группах, группах выходного дня, образовательные услуги на дому (также сверх содержания учебной программы). Для изучения потребностей родителей детей дошкольного возраста в данных образовательных услугах просим заполнить анкету. Ответить на вопросы.

Более подробную информацию о новых формах в учреждениях дошкольного образования вы можете получить в отделе образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома (каб. 84) или по тел. 2 97 40.

 


   Мудрое родительство: развитие и воспитание ребёнка раннего возраста

Обращаясь к психологии ребёнка раннего возраста, можно ощущать особую нежность и трепетность, поскольку малыши отличаются умиляющей красотой и чрезвычайно большой активностью и любопытством. Много смешных историй о проказах детей связаны именно с этим периодом жизни. Малыши забавны, в хорошем смысле не обременены социализацией и очень непосредственны, искренни в своих проявлениях.

больш падрабязна.../згарнуць

В то же время растить малыша — непростая задача, требующая от родителей терпения, мудрости, готовности преодолевать многие сложности. К этому времени у них может накапливаться усталость (особенно у матери), связанная с интенсивной включённостью в жизнь малыша, решением многочисленных бытовых вопросов. Отношения между супругами также меняются: важными становятся умения договариваться, заботиться друг о друге, совместно разделять уход за ребёнком, заниматься его воспитанием.

В возрастной периодизации психического развития ранний возраст имеет временные границы с года до трёх лет, это так называемый период раннего детства, период интенсивного развития всех сторон психики ребёнка. У него активно развиваются познавательные процессы, речь, он учится общаться с другими людьми. Возрастают физические возможности, ребёнок осваивает орудийные действия (учится есть ложкой, держать карандаш), изучает форму, цвет, величину, положение предметов в пространстве и многое другое. В этот период малыш постепенно начинает осознавать себя мальчиком или девочкой, различает пол других людей, а также осознаёт свою индивидуальность, образ «Я». Возрастает самостоятельность ребёнка и его желание активно познавать мир.

В какой деятельности лучше всего развиваются малыши и какие условия необходимо создавать для их благополучного психического развития?

Ведущая деятельность, в которой происходят самые важные изменения и формируются важнейшие качества, — предметно-манипулятивная. Что это значит? Ребёнок по-прежнему нуждается в тактильном контакте, мамином присутствии, вместе с тем он становится более самостоятельным и начинает обращаться ко взрослому как партнёру по изучению окружающего мира.

Мир предметов, вещей — самый важный для ребёнка этого возраста. И родители помогают открывать свойства этих предметов, показывают, как с ними обращаться.

Требуется время, чтобы ребёнок начал использовать предметы по назначению и усвоил способы обращения с ними. Вначале он просто ими манипулирует (стучит, катает по полу и пр.) и таким образом познаёт свойства. Умения родителей терпеливо показывать разные предметы и рассказывать о них, пояснять, вместе исследовать их позволяют малышу благополучно развиваться и приобретать собственный опыт обращения с миром вещей.

Поскольку малыш мыслит с помощью действий, то и мышление его — наглядно-действенное. Девиз ребёнка этого возраста: «Я действую — и тогда понимаю». В этот период очень важно создать для него развивающую предметную среду.

Индустрия детских игрушек и других аксессуаров широко предлагает различные товары для развития детей этого возраста (конструкторы, пирамидки, музыкальные игрушки и др.). Однако не обходится и без казусов. Например, родители могут быть удивлены и огорчены, что новомодный дорогой подарок не оценен по достоинству их малышом. И он гораздо больше увлечён вещами из реальной жизни взрослых — папиными ключами, маминой кастрюлей или какой-то ещё вещью из обихода.

Это неслучайно, поскольку ребёнок на всех возрастных этапах пытается больше понять о жизни взрослых. В раннем возрасте через знакомство с реальными предметами быта малыш постепенно приближается к миру взрослых.

В американском документальном фильме «Малыши» (реж. Томас Бальмес, 2010), посвящённом проблеме влияния различных культур на развитие и воспитание детей, запомнился фрагмент: девочка-японка (1 год 2 мес.) отчаянно пытается нанизать колечко на стержень пирамидки. При этом изначально пирамидка не имеет основания. Понятно, что без помощи взрослого у неё ничего не получается. Девочка старается, но через какое-то время у неё начинается истерика и она бросается на пол. При этом никто из родителей не подходит, не утешает и не помогает справиться со слишком сложной для её возраста задачей.

Это грустный пример того, как важно учитывать возрастные возможности ребёнка при выборе игрушки и понимать необходимость своей помощи, пока малыш осваивает способы обращения с тем или иным предметом. В данном случае маленькая девочка встретилась с неудачей, которую никто не помог ей пережить и преодолеть. В будущем, особенно при частом повторении подобного, такой опыт может негативно сказаться на самооценке ребёнка, его способности выдерживать неприятности и находить решения из сложных жизненных ситуаций.

Эмоциональная сфера ребёнка в раннем возрасте неустойчива. Малыши импульсивны в своих поступках, их внимание быстро переключается с одного на другое, им сложно выдерживать лишения (жажду, голод и т.п.). И потому дети могут ощутимо испытывать своих родителей на эмоциональную устойчивость.

Для того чтобы справляться с капризами, бурным проявлением эмоций малыша, родителям самим важно уметь осознавать свои чувства и регулировать их. Например, такая простая рекомендация как дышать во время стресса уже может помочь матери справиться со злостью, раздражением и найти адекватный способ выразить своё недовольство ребёнку. В это время малыш получает сигнал, что всё в порядке, мама выдерживает его проявления, и он тоже начинает успокаиваться. Таким образом, даже на телесном уровне ребёнок непроизвольно обучается важному умению — саморегуляции.

Родителям важно знать секрет раннего возраста: малышу сложно успокоиться самому, когда он злится, горюет, пугается.

Исследования показывают, что в этом возрасте формируются зоны мозга, отвечающие за способность ребёнка регулировать себя. Поначалу родитель выступает для него контейнером разных чувств. Контейнировать — значит быть способным воспринимать, принимать и возвращать ребёнку его чувства в адекватной форме: «Я вижу, как ты злишься, как тебе плохо, когда у тебя что-то не получается. Вместе с тем я здесь, я с тобой».

Бытующее выражение «поплачет-успокоится» не очень подходит малышу. Скорее это больше о родительской усталости и злости, сложностях выдерживать эмоциональные атаки своих детей. Да, успокоится, обессилевший от рыдания, и даже может уснуть, но ещё долго будет нервно всхлипывать во сне. Вместе с тем ребёнок уязвим для подобных эмоциональных сверхнагрузок и важно беречь его нервную систему. Чувствительные мамы уже по особенностям плача определяют степень отчаяния малыша и необходимость своей помощи. В будущем это обеспечивает большую психологическую устойчивость ребёнка, терпимость матери станет его внутренним приобретением, и он будет владеть способами самоуспокоения.

Как развивать у малышей способность самостоятельно справляться с трудностями?

У Перлза, основателя гештальт-терапии, есть интересное выражение о том, что мать — это умелый фрустратор, т.е. человек, который создаёт напряжение, связанное с невозможностью сразу получить то, чего хочется. Например: малыш играет в комнате с мячом. В какой-то момент мяч катится под кровать. Малыш расстраивается и указывает маме ручкой в сторону укатившейся игрушки. Что делать в такой ситуации? Можно сразу решить это проблему за малыша и самой достать игрушку. Однако более мудро не торопиться решать за ребёнка и дать ему возможность поискать выход из сложившейся ситуации самому. Вначале он будет продолжать требовать помощи от мамы, хныкать, а потом может попытаться дотянуться ручкой до игрушки, подползти к ней, попробует выкатить непослушный мяч. И если у малыша всё получается, то он очень горд собой. В этот момент важно поддержать его в успехе и порадоваться вместе с ним («Как здорово ты придумал, и у тебя всё получилось!»). Из таких маленьких ситуаций и складывается великое искусство воспитания самостоятельности у ребёнка раннего возраста, да и не только в этом возрасте.

Быть рядом и не спешить с помощью, когда она необходима — тонкое искусство семейного воспитания.

В период раннего детства ребёнок, обретая самостоятельность, более смело начинает отделяться от матери и устремляется к познанию окружающего мира. Проявляются и половые различия малышей в освоении пространства. Мальчики, как правило, отходят на большее расстояние, что связано с исторически сложившейся ролью мужчины как добытчика, который в поисках пищи, других ресурсов осваивал окружающую среду.

Трогательно наблюдать, как в парке малыши смело уходят от родителей и производят впечатление очень уверенных в себе людей. Если же на прогулке ребёнка напугал незнакомый человек или он упал, ударился — тогда малыш сразу же возвращается к маме за поддержкой. Мама принимает его обратно,

успокаивает, утешает. Причем важно, как она сама относится к тому, что её ребёнок начинает проявлять стремление самостоятельно исследовать мир.

Маме важно отпускать ребёнка на то расстояние, на которое он уже готов отойти. Если она поддерживает стремление к самостоятельности, то ребёнок смелее начинает отдаляться и таким образом благополучно развивается.

Конечно, гораздо спокойнее растить ребёнка, когда он рядом и не отходит от мамы далеко. Но не всегда это хорошо, поскольку высокая тревога не позволяет малышу отделиться от мамы и благополучно развиваться. Это часто связано с высокой тревожностью самой матери, которая волнуется за своего ребёнка и воспринимает мир как враждебный, опасный, непредсказуемый. В психологии есть определение важного качества, которое формируется в раннем возрасте, — автономия, т.е. независимость. И она возможна только тогда, когда родитель спокойно отпускает и в случае необходимости принимает ребёнка обратно. Эта способность отделяться от родителей и возвращаться за ресурсами, когда что-то случается в жизни, лежит в основе психологического здоровья человека.

В раннем детстве меняются отношения малыша с родителями. В психологии даже говорят о противоречивых отношениях с матерью.

Мама — это не только человек, который любит без условий и готов посвятить себя полностью жизни ребёнка, но и человек, устанавливающий границы дозволенного для малыша. Ребёнок, в силу своей повышенной эмоциональности, импульсивности в этом возрасте, порой бурно реагирует на попытки ограничить себя в каких-то действиях. Но это необходимо для его благополучия! Ограничения, правила — естественные вещи в жизни человека, и малышу важно усвоить это в процессе развития. Родителю тоже важно не противоречить себе и устанавливать для ребёнка ясные, чёткие правила (например, нельзя включать плиту, брать нож).

Вопросы безопасности малыша очень важны, поскольку он активно изучает всё вокруг, любит потрогать, попробовать на вкус. Нельзя полностью оградить ребёнка от опасностей внешнего мира, и поэтому задача родителей — оберегать его, принять определённые меры для охраны жизни и здоровья.

В раннем детстве возрастает роль папы в развитии малыша. Можно сказать, что именно он и обеспечивает возможность здорового отделения ребёнка от матери. Удовлетворённость супружескими отношениями позволяет женщине строить отношения с малышом, не увлекаясь сверхзаботливостью или другой крайностью — отсутствием внимания к ребёнку. Кроме того, папа, в силу своих психологических особенностей, более смело отпускает ребёнка исследовать окружающий мир и, в целом, показывает, что этот мир интересен и увлекателен. При этом является защитником малыша, гордится его успехами и достижениями.

Важнейшее событие в развитии ребёнка раннего возраста — появление самосознания. В течение долгого времени малыш не отделяет себя от окружающего мира, говорит о себе в третьем лице. Ближе к трём годам начинает понимать, что «Я» может относиться к нему самому.

Проявляется это в стремлении быть самостоятельным, когда ребёнок так и заявляет: «Я сам». Если родители не замечают этих изменений, например, пытаются настойчиво помогать в каких-то обыденных ситуациях (одевание, приём пищи, действия с предметами), то малыш может очень активно возмущаться таким вмешательством. Послание ребёнка этого возраста к родителям: «Я изменился, повзрослел. Я уже отделяю тебя от себя и нуждаюсь в уважении к моей возросшей самостоятельности, моим границам. Если вы будете терпеливы ко мне, то я научусь быть самостоятельным и уверенным в себе. Я буду знать чувство меры, когда важно подчиняться, а когда протестовать против какого-либо воздействия со стороны. Так развивается моя личность!»

С развитием самосознания у ребёнка появляется и потребность в достижении успеха. Детям этого возраста присуще ощущение всемогущества, в психологии мы говорим о дальнейшем формировании нарциссического опыта. Благодаря этому ощущению в совокупности со сформированной привязанностью ребёнок имеет возможность проявлять себя, осваивая мир. Он иногда так и говорит: «Посмотри на меня». В туристическом комплексе за городом стала невольной участницей такой ситуации: ребёнок 2,5 лет, мальчик, с которым я имела удовольствие познакомиться и иногда общаться, в один из обеденных перерывов подозвал меня. «Иди сюда. Я тебе сейчас что-то покажу», — загадочно улыбается малыш и поднимается на ступеньку, ведущую в столовую. Я с интересом наблюдаю за ним, присаживаюсь рядом на ступеньку. На ней — в ожидании обеденных гостинцев от туристов и персонала сидит кот. Мальчик смотрит на него, видно, что на что-то решается — и через несколько секунд уверенно перепрыгивает через животное. Затем, весь сияя, восторженно обращается ко мне: «Ты видишь, как я могу?! Ты видишь?!». Я непроизвольно любуюсь малышом: «Вижу! Это здорово!». Надо сказать, что кот тоже почувствовал важность происходящего и с доверием отнесся к эксперименту. Пока мальчик перепрыгивал через него, он с небольшой тревогой проследил взглядом траекторию прыжка и остался на месте. В этом случае не хочется делать акцент на бережном отношении к природе, что является важной задачей нравственного воспитания детей. Это скорее пример того, как ребёнок данного возраста начинает гордиться собой, своими достижениями и насколько важна поддержка взрослых в совместном проживании его успехов и неудач.

Ещё одним большим событием в этот период становится приучение ребёнка к опрятности. Порой может разыгрываться настоящая драма, связанная с желанием родителей как можно скорее приучить малыша к горшку.

А ведь с этим связаны особенности развития самосознания ребёнка. Ближе к трём годам у ребёнка возникает осознанное стремление быть опрятным, он даже гордится собой, когда начинает контролировать свои естественные физиологические процессы. Весь ранний возраст — период овладения искусством опрятности. Есть дети, которые раньше созревают в этом отношении, — после года, большинство — после двух лет. Попытка родителей искусственно ускорить этот процесс (уговаривать, заставлять, угрожать,

стыдить, наказывать) чревата ещё большим отторжением горшка ребёнком, его сильным сопротивлением, а значит и увеличением времени освоения этого умения. Родители тоже выглядят расстроенными, тревожными и разочарованными в своих воздействиях и поведении малыша. Им важно успокоиться, понять, что ничего страшного в развитии их ребёнка не происходит и, как говорится, «всему своё время».

Если же родители сильно стыдят своего ребёнка и при этом не сочувствуют ему, то такое отношение формирует патологический стыд. Впоследствии такой человек, став взрослым, будет хронически стыдиться себя, своих проявлений. У него могут быть сложности с самооценкой, способностью чувствовать себя гармонично с другими людьми, успешно реализовывать себя в жизни.

В раннем возрасте малыш учится обращаться со своей агрессивностью в общении с другим человеком. Распространённая жалоба родителей — ребёнок начал кусаться. Как относиться к детской агрессивности и как учить ребёнка бережно относится к другим людям?

Несмотря на то, что малыш в этом возрасте способен сочувствовать, он неосознанно причиняет боль другим людям. Кусаясь и выражая свою злость, он заявляет о своих потребностях, защищает себя, стремится получить желаемое. Есть ещё один важный аспект в этом сложном вопросе с детской агрессивностью.

Выражая свою злость, малыш проверяет саму возможность выражать агрессию в этом мире.

Естественное желание взрослых в такой ситуации — накричать, иногда наказать физически, запретить нежелаемое поведение. И тогда ребёнок отвергается значимым человеком, своим родителем («Отойди от меня. Ты плохой. Такой ты мне не нужен»). У малыша формируется запрет на выражение агрессии — и это крайность, которая сказывается на дальнейшем развитии человека. Ведь агрессия — важный ресурс в жизни. С помощью этой силы мы отстаиваем себя, учимся, достигаем своей цели, с её помощью даже строим отношения с другими людьми. Родителям важно знать, что хороший мальчик, хорошая девочка — это во многом путь невротического развития, когда такому человеку, став взрослым, может быть сложно себя реализовывать и отстаивать, жить согласно своим потребностям и устремлениям. Подавление агрессии ведёт к неуверенности, неспособности отстаивать себя, излишней податливости в отношениях с другими людьми, склонности к тревожным и депрессивным состояниям.

Не замечать проявления детской агрессии — тоже не выход. Ранний возраст — возраст повторений, когда родителю в такой ситуации необходимо давать ребёнку обратную связь: «Ты укусил меня — и мне больно. Нельзя со мной так обращаться» или «Я вижу, как ты злишься из-за недоставшейся тебе игрушки. Ты причинил боль брату». Как было сказано ранее, ребёнок в раннем возрасте учится обращаться с этой силой, и ему важно быть принятым родителем в не столь приятных проявлениях. Придёт время, и, при чутком отношении к ребёнку, он тоже начнёт проявлять сочувствие, будет осознавать границы дозволенного в отношениях и не стремиться причинять боль другому.

Например, в дошкольном возрасте ребёнок уже может регулировать себя с помощью слов, проговаривая свои чувства и объясняя причины своего состояния: «Ты не взял меня в игру — и я очень злюсь на тебя». Такой уровень регуляции возможен в том случае, если сами взрослые умеют регулировать себя и на собственном примере принятия злости малыша обучают этому своего ребёнка.

Таким образом, ранний возраст — это возраст, когда в развитии малыша происходят важные изменения в познавательном, личностном развитии. И от того, как родители готовы к ним, как понимают происходящее, зависит во многом благополучное развитие их ребёнка. Растить малыша трудно и интересно одновременно, требуется много терпения, выносливости и устойчивости.

В психологии есть понятие «достаточно хороший родитель». Кто это такой?

Это родитель (папа, мама), который умеет сочувствовать своему ребёнку, понимает своё несовершенство и спокойно относится к разным проявлениям ребёнка.

Это родитель, который интересуется жизнью своего малыша, сочувствует, радуется, огорчается вместе с ним, в нужных ситуациях устанавливает границы дозволенного и разумно пользуется властью. И, в целом, не пытается всё решить и представить своему ребёнку готовый сценарий жизни.

И самое главное — это родитель, который делает ошибки и понимает их неизбежность, имеет смелость осознавать, сомневаться в своих методах, взглядах, это человек, который развивается.

Мы учимся быть родителями всю жизнь и, пожалуй, эта одна из самых трогательных, противоречивых и удивительных её сфер. Хочется пожелать нам на этом пути успехов и мудрости!

Тaтьянa ИСAКОВA,

доцент кaфедры общей и детской психологии

Белорусского государственного педагогического

университета имени Максима Танкa,

кaндидaт психологических нaук, доцент


 


   ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Пунктом 2 статьи 147 Кодекса Республики Беларусь об образовании определено, что образовательный процесс в учреждении дошкольного образования осуществляется круглогодично. Продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 90 дней. С целью создания благоприятных условий для пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования организуется работа по выявлению у законных представителей воспитанников потребности в учреждениях дошкольного образования в летний период. При сокращении численности воспитанников в летний период допускается переформирование групп в учреждении дошкольного образования, в том числе в разновозрастные группы, или их закрытие. 

больш падрабязна.../згарнуць

По результатам изучения запросов родителей летом 2017 года в учреждениях дошкольного образования Щучинского района оздоровление прошли 931 ребенок, это составляет 71,6% от всей численности воспитанников учреждений дошкольного образования.

Организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. 

С учетом состояния здоровья воспитанников осуществляются мероприятия летнего оздоровления. Под наблюдением медицинского работника проводятся закаливающие процедуры, которые включают солнечные, воздушные ванны, босохождение, обливание ног, умывание прохладной водой, дыхательные упражнения.

На постоянном контроле отдела образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома находится вопрос обеспечения безопасных условий на игровых участках. В 2017 году во всех учреждениях дошкольного образования проведено обследование игрового и спортивного оборудования, в результате чего демонтировано устаревшее, травмоопасное оборудование, не соответствовавшее требованиям Перечня средств воспитания, обучения.

Приняты меры по недопущению проникновения посторонних лиц на территорию учреждений дошкольного образования.

На основании пункта 2.4. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» денежные нормы расходов на питание в летний период увеличиваются до 10 процентов. Это дает возможность обеспечить для детей второй завтрак в виде соков, увеличить  выполнение норм питания по фруктам.

Уважаемые родители!

Вместе с Вами мы организовали для наших детей  приятный летний период  с максимальной пользой для здоровья. В результате совместной работы за летний период отсутствовали случаи детского травматизма. 


 


   ОБЕСПЕЧИТЬ БЕЗОПАСНОЕ ДЕТСТВО - НАША ЗАБОТА И ОБЯЗАННОСТЬ

Пунктом 4 статьи 20 Кодекса Республики Беларусь об образовании определено, что создание безопасных условий при организации образовательного процесса является обязанностью учреждения образования. В соответствии с пунктом 1 статьи 31 обучающиеся имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса. За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования руководитель учреждения дошкольного образования, педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с законодательством.

больш падрабязна.../згарнуць

Педагогическими работниками учреждений дошкольного образования должен проводиться утренний прием воспитанников, предусматривающий опрос родителей о самочувствии воспитанника и визуальную оценку состояния его здоровья. При подозрении на заболевание воспитанник направляется на осмотр к медицинскому работнику для принятия решения о возможности допуска в учреждение дошкольного образования. Воспитанники принимаются в группу учреждения дошкольного образования чистыми и опрятно одетыми.

Законные представители воспитанника либо другие лица, которые по их поручению приводят его в учреждение дошкольного образования, должны передать ребенка воспитателю, а в случае его отсутствия – иному педагогическому работнику, осуществляющему прием воспитанников группы.

Забирать ребенка из учреждения дошкольного образования должны его законные представители. В случае когда существует объективная причина, по которой они не могут забирать ребенка из учреждения дошкольного образования (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это могут осуществлять другие лица (ближайшие родственники) на основании заявления законных представителей воспитанника на имя руководителя учреждения дошкольного образования.

Запрещается отдавать воспитанников подросткам, которым не исполнилось 16 лет, лицам, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении.

В учреждении дошкольного образования внешняя дверь, выходы с территории, запасные выходы обязательно имеют затвор на высоте, недоступной ребенку, постоянно закрыты.

Уважаемые родители! Помните! Мы с Вами несем полную ответственность за сохранение жизни и здоровья наших детей.

Статья 159. Уголовного кодекса РБ

Оставление в опасности

1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи -наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.

2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

 3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, –

наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.


 


   РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИГР – ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДО ТРЁХ ЛЕТ.

Дети младшего возраста очень любят играть. В игре они наблюдают, исследуют, открывают, оценивают и сравни­вают то, что знают и могут делать самостоятельно.

больш падрабязна.../згарнуць

РАЗВИТИЕ У РЕБЁНКА САМООЦЕНКИ И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

Дети становятся успешными, когда они оценивают себя положительно. Чтобы повысить самооценку ребёнка, есть много способов. Вот несколько из них:

  1. Предоставьте детям возможность делать то, чем они могут гордиться.
  2. Поощряйте их.
  3. Делайте всё вместе.
  4. Будьте уверены в себе и своих успехах.

РАЗНООБРАЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Возможность оценить себя положительно детям дают:

  • игра;
  • разнообразные действия с предметами;
  • исследование и экспериментирование;
  • слушание музыки и сказок;
  • беседы об увиденном, услышанном и прочитан­ном;
  • возможность задавать вопросы и делать выбор.

Причём педагоги и родители должны предоставлять подобные возможности ребёнку каждый день. Именно это позволит детям гордиться собой и даст им чувство успеха и уверен­ности в себе.

Если взрослые поддерживают и поощряют детей в игре, те становятся более уверенными, у них повышается самооценка, т.е. они учатся любить себя. Иногда малыши предпочитают играть одни, иногда — в компании других детей и взрослых. И то и другое важно. Обычно им нра­вится самим выбирать игру, но идея игры может быть подсказана взрослыми или другим ребёнком, книгой, журналом или телепрограммой.

Ребёнок часто учится играть и перенимает что-то у чело­века, которому доверяет, который понимает, что он пытает­ся сделать. Это понимание приходит в процессе наблюдения за игрой и осмысления интересов ребёнка. Часто у малышей возникает потребность делать одно и то же снова и снова. Взрослым иногда бывает трудно понять эти повторяющиеся действия, но наблюдения за ними помогут родителям подо­брать ключ к разгадке интересов ребёнка и обеспечить его в процессе игры тем, что ему больше нравится.

Вы можете быть идеальным партнёром по игре и по­казать, как может развиваться совместная игра. Пусть ваш ребёнок будет лидером, а вы зеркально отражайте его действия. Если вы станете играть заинтересованно, он будет чувствовать себя комфортно.

ПРИМЕРНЫЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ ИГРЫ

Ребёнок укладывает медвежонка спать в кукольную коляску. Вы тоже укладываете игрушку спать в картонную коробку. Или он выбирает игру с машинами: «Я возьму жёлтую». Вы говорите: «Замечательно! Тогда я возьму синюю».

Покажите, что вы вполне довольны своей ролью и под­держиваете замысел ребёнка.

Зеркальное отражение игры вашего ребёнка поможет ему:

  • наслаждаться игрой вместе с вами;
  • почувствовать, что он может быть главным в игре;
  • увидеть, что вам нравится играть с ним.

Большое значение для развития уверенности в себе и самооценки ребёнка имеют музыкальные игры.

Выберите спокойное время для игры. Сядьте поближе к ребёнку и попросите помолчать, закрыть глаза и вни­мательно прислушаться. Что вы слышите? Возможно, пройдёт минута, чтобы «настроиться» на звуки вокруг вас, и вскоре вы сможете различить тиканье часов, шум проехавшей мимо машины, пение птички, чей-то свист. Научите ребёнка слушать внимательно и называть звуки, которые он узнал. Как вариант, можно слушать звуки в парке, на улице.

Игры, включающие слушание, помогают детям:

  • сконцентрироваться на одном чувстве — слухе;
  • расширить представление об окружающем мире;
  • научиться отличать один звук от другого;
  • находить слова для описания того, что они слышат;
  • наслаждаться вашим обществом.

А теперь включите любую музыку, какая вам нравится. Потанцуйте под неё с ребёнком. Через некоторое время выключите музыку и сразу же присядьте. Как вариант, после остановки музыки можно замереть и стоять, как «статуи». Вы можете пробовать разную музыку — быструю и медленную, весёлую и грустную. Когда ребёнок привык­нет к игре, позвольте ему самому включать и выключать музыку.

Музыкальные игры помогают детям:

  •   слушать музыку и двигаться под неё;

•  слышать ритм и останавливаться по сигналу «Стоп»;

  •   реагировать движениями тела на изменение темпа и на строение музыки;
  • контролировать свои движения;
  • концентрировать внимание;
  • наслаждаться совместной игрой.

Повысить самооценку ребёнка и развить уверенность в себе помогают игры, связанные с умением различать эмоции и настроение людей. Например, игра «Зеркало».

Встаньте рядом с ребёнком перед зеркалом и попытай­тесь придать своему лицу разное выражение: грустное, счастливое, сердитое, удивлённое. Ребёнок с удовольстви­ем будет передавать мимикой то или иное настроение. Включите музыку и потанцуйте. Старайтесь уловить настроение и темп музыки: музыка грустная или весёлая, быстрая или медленная, танцевальная или маршеобразная. Что хочется под неё делать? Пусть ребёнок придумает свои движения, а вы покажете свои.

Игра «Зеркало» поможет детям:

  • в игровой форме соприкоснуться с различными на­строениями и чувствами;
  • попробовать изобразить разные выражения лица и способы движения;
  • внимательно присмотреться к себе;
  • использовать жесты и мимику для передачи настро­ения;
  • получить удовольствие от перевоплощения.

Большое значение для повышения самооценки ребёнка и развития его уверенности в себе имеет предоставление ему возможности сделать выбор (игры или какой-либо другой деятельности).

Создайте ситуацию, в которой ребёнок может принять решение. Например, утром положите на кровать всё, что нужно малышу для одевания, но обратите его внимание на то, что футболок две. Спросите у него: «Какую ты вы­берешь?» — и согласитесь с его выбором.

Во время еды тоже предложите выбор. Например, ска­жите, что сегодня будут бутерброды и спросите: «С чем ты хочешь бутерброд — с сыром или с вареньем?»

Выбор помогает детям:

  • почувствовать себя принимаемыми и понимаемыми;
  • развивать положительное отношение к себе;
  • учиться выражать свой выбор;
  • понять важность умения слушать и говорить.

Поддержать интерес к игре и повысить самооценку ребёнка помогает совместное изготовление игровых по­собий. Например, можно сделать коврик для игры.

Вам понадобятся: рулон обоев или большой лист бума­ги (картона), несколько фломастеров, мелкие игрушки, животные или куклы.

Найдите длинный лист бумаги, который покроет весь пол или стол (например, можно взять обои). Договоритесь с ребёнком, для чего будет предназначен ваш коврик — для игрушечных машин или игры с куклами. Нарисуйте на бумаге улицу, поле или дом. Пусть ваш малыш тоже рисует на коврике. Это могут быть дома или деревья, или мебель. Постелите коврик туда, где ребёнок любит играть, и по­могите расставить на нём игрушки. Вы можете добавить кусочки картона, обозначающие гараж, больницу, магазин. Затем побеседуйте о том, что у вас получилось.

Если вы наклеите бумагу на картон, то это продлит жизнь коврику.

Изготовление коврика для игры помогает детям:

  • обсуждать и планировать то, что они собираются делать;
  • учиться пользоваться бумагой, фломастерами и са­мим сочинять игру;
  • развивать идеи для игры;
  • наслаждаться созданием воображаемого мира.

ПООЩРЕНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ

Взрослые могут помочь детям положительно оценивать себя, если:

  • они наблюдают за их усилиями и вдохновляют их;
  • дают понять детям, что довольны ими.

Дети часто используют жесты, мимику, интонации, чтобы дать нам понять свои чувства. И точно так же они узнают о наших чувствах. Заинтересованный разговор с ребёнком на доступные ему темы, улыбка и обаяние, мими­ка и жесты, поощрение — всё это повышает его самооценку, развивает уверенность в себе.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С РЕБЁНКОМ

С помощью совместной деятельности родители могут помочь детям чувствовать себя комфортно.

Вот некоторые виды деятельности, которыми часто любят заниматься дети с помощью взрослых: разговаривать,слушать и петь; рисовать; играть; собирать и сортировать вещи и др.

Вместе с ребёнком можно изготовить, например, коробку для «сокровищ». Для этого вам понадобятся: несколько коробок среднего размера (идеальный размер — обувная коробка), скотч для соединения коробок «бок о бок», фломастер или ручка, чтобы написать название коллекционируемых вещей, например «камешки», «шишки» или «красивые предметы». Предложите  ребёнку в этой коробке (коллекционировать «сокровища», которые он выбрал или нашёл. Расспросите, где он их нашёл: в саду, за сараем, на прогулке в парке и т.д.

Коллекционирование с помощью собственных коро­бок для «сокровищ» поможет ребёнку:

  • оценить «имущество», принадлежащее только ему, а не совместное с братьями и сестрами;
  • понять, что такое «сувенир на память»;
  • найти слова, чтобы рассказать о своей находке или каком-либо предмете.

САМООЦЕНКА ВЗРОСЛЫХ

Детям помогает стать уверенными и то, что взрослые, с которыми они живут, замечают свои собственные успехи «радуются им.

Иногда люди недооценивают свои достижения, хотя каждому есть, чем гордиться. Даже когда взрослые гордятся своими успехами, им часто бывает трудно это доказать. Выражение лица, тон голоса, походка обычно сообщают окружающим о внутреннем состоянии человека. Поэтому гордость за свои успехи и достижения можно продемонстрировать малышу, выразительно рассказывая об этом, сопровождая свои слова мимикой движениями.

ВОСПИТАНИЕ У РЕБЁНКА ТЕРПЕНИЯ

Маленькие дети от природы нетерпеливы. Для развития у них усидчивости, выдержки взрослым следует подавать пример собственного терпеливого поведения. Например, если вы вынуждены стоять в очереди, побеседуйте об этом с ребёнком, согласитесь, что это скучно, но необходимо, чтобы каждый приобрёл то, что ему нужно.

Многие двухлетние дети хотят всё делать самостоя­тельно: «Я сам!» Ребёнку понадобится в два раза больше времени, чтобы одеться самому, и результаты могут быть совсем не такими, как бы вам хотелось. Но зато он научит­ся быть терпеливым, почувствует себя очень значимым и самостоятельным.

В плане воспитания терпения большое значение имеет совместное экспериментирование (с тестом, клеем и др.), которое приучает ребёнка доводить начатое дело до конца, ожидая получения конечного результата.

Вам понадобятся скалка и формы для вырезания теста, например, кофейные чашки.

Замесите тесто. Пусть ребёнок наблюдает за процессом приготовления пирога или булочки. Дайте ему потрогать готовую выпечку, пока она ещё тёплая — это замечательно развивает восприятие. Ребёнок получит большое удо­вольствие, трансформируя тесто: похлопывая его, сжимая и раскатывая в колбаски. После множества опытов, про­ведённых вместе, попробуйте раскатать тесто скалкой и вырезать вместе с малышом различные формы. Дети часто дают название тем вещам, которые они сделали, и используют их в игре.

Работа с тестом поможет детям:

  • получить представления о смешивании ингредиентов и приготовлении теста;
  • насладиться своими ощущениями при его замешива­нии;
  • поэкспериментировать в лепке своими руками;
  • использовать в игре изготовленные фигурки.

Можно также предложить ребёнку создать невиданную картину с помощью клея и крупы.

Расстелите газету на столе. Дайте ребёнку лист цвет­ной бумаги, тюбик клея и кисточку. Обмакните кисточку в клей и намажьте им поверхность листа. Пусть он сам водит кисточкой по бумаге. Затем дайте ему баночку из-под йогурта с рисом и чечевицей. Сначала покажите, как рассыпать крупу по бумаге, а затем позвольте действовать самому. Встряхните бумагу, чтобы лишний рис осыпался, и вы увидите прекрасную картину. Дайте ей высохнуть.

Если вы также примете участие в изготовлении своей собственной картины, ребёнок получит ещё большее удо­вольствие. Затем займитесь уборкой вместе.

Работа с клеем помогает детям:

  • исследовать клей как вещество;
  • координировать движения;
  • наслаждаться результатом своей работы.

ПРОБЛЕМЫ ТРУДНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА И ИХ РЕШЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ ТРУДНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Дети чувствуют себя в безопасности, если их родители являются требовательными (причём требования едины (всех членов семьи), одновременно любящими и понимающими. Сказать твёрдо «нет», когда это необходимо, очень важно. Говорите «да» так часто, насколько это возможно, но если вы сказали «нет», будьте тверды в своём решении.

Очень трудно родителям вынести жалобы ребёнка. Протесты, слёзы и особенно визг детей нелегко выслу­шать спокойно. Обычно взрослые стараются прекратитьнежелательное поведение запретами, попытками отвлечь ребёнка или не замечать капризы. Дети же обычно перестают жаловаться, если родители внимательно их выслушивают, и затем, когда это возможно, пытаются решить проблему. если вы сочувственно выслушаете ребёнка, то, возможно, это поможет предотвратить жалобы или вспышки гнева, даже если сама проблема не исчезает.

У маленьких детей обычно много поводов для огорчения, хотя мы делаем всё возможное, чтобы уберечь их от этого.

Важно понять всё с точки зрения ребёнка. Причём необходимо , чтобы дети учились справляться с трудностями сами, поэтому лучше всего не стараться решить всё за них.

Когда ребёнок плохо себя ведёт, надо дать ему понять, что его понимают и разделяют его проблемы. Это обе­спечивает малышу чувство защищённости и уверенности в себе, так как гораздо хуже, когда дети чувствуют себя отвергнутыми, непонятыми и напуганными. Таким образом, маленьким детям очень важно знать, что родители принимают их такими, какие они есть. Они могут это понять с помощью:

  • родительских улыбок и объятий;
  • готовности родителей всегда выслушать и помочь;
  • чувства, что их любят.

Каждому ребёнку важно чувствовать себя любимым, счастливым и защищенным, но при этом естествен­ными для него являются чувства боли, волнения и гнева. Если дети плохо себя ведут, то для этого всегда есть причина. Однако они ещё слишком малы, чтобы объяснить, в чём дело. Даже если невозможно узнать, чем вызвано плохое поведение, важно помнить, что и «беспричинное поведение» скорее всего имеет причину с точки зрения ребёнка. Знание этого облегчит решение данной проблемы.

Маленькие дети часто испытывают трудности, которые волнуют их и заставляют чувствовать себя беспомощными. Например, они могут болезненно ре­агировать на разнообразные перемены в режиме дня, питании, а также на общение с незнакомыми взрослыми и детьми, болезни и т.д. Важно дать им почувствовать себя понятыми в любой ситуации. Однако, сочувствуя ребёнку, необходимо вместе с тем не позволять ему де­лать то, что нарушает заранее выдвинутые требования. Иногда дети понимают, что капризы помогают им доби­ваться исполнения любых желаний, даже неразумных. Если это происходит, то, взрослея, они становятся неуправляемыми. Так что взрослым нужностараться всегда следовать правилам и сохранять твёрдость в своих решениях.

Проблемы со сном? Составьте распорядок дня и при­держивайтесь его. Помните, что разным детям нужен сон разной длительности.

Проблемы с едой? Старайтесь кормить ребёнка регу­лярно и по возможности есть всем вместе. Не настаивайте на еде, но продолжайте ненавязчиво предлагать её.

Вспышки гнева? Детям нужны строгие ясные правила поведения так же, как сочувствие и понимание. Важно уметь говорить «да» и «нет». Иногда это может помочь детям почувствовать себя защищенными и уверенными (С.Д. Маханёва, СВ. Рещикова).

КАК СПРАВИТЬСЯ С ДЕТСКИМ ГНЕВОМ

С первых лет жизни ребёнок старается узнать как мож­но больше об окружающем мире и понять его. Двухлетние дети часто бывают расстроены и угнетены из-за того, что они ещё слишком малы, чтобы быть по-настоящему независимыми. Знание причин детского гнева помогает взрослым понять эти чувства и поддерживать самооценку малышей.

Большинство двухлетних детей не могут контролиро­вать свои поступки, и в некоторых ситуациях это вполне естественно. Кто-то решает за них, что им делать, есть, носить, слушать и смотреть. А им иногда хочется сделать что-то, что им нравится самим, но у них нет такой возмож­ности. И неудивительно, что вспышки гнева случаются довольно часто.

Иногда гнев вызывается расстройством и переутомле­нием, естественной потребностью ребёнка во внимании или стремлением сделать что-то по-своему.

Вспышки гнева могут произойти в любое время и в любом месте и часто в ситуациях, когда вы чувствуете себя беспомощными. Но даже если дети сердятся, плачут в самом «неподходящем» месте (магазине, транспорте и др.), им надо дать понять, что их уважают, любят такими, какие они есть, и о них заботятся.

Важно не идти на поводу у детского гнева. Показать, что вы понимаете чувства ребёнка, совсем не значит, чтовы«поддаётесь». Гнев должен иметь выход, если только это не подвергает ребёнка опасности. Оставайтесь рядом и постарайтесь успокоить его, когда вспышка закончится. Находясь вместе с ребёнком и не отступая от своих требо­ваний, вы тем самым даёте малышу чувство уверенности, которое ему необходимо.

Имейте всегда с собой любимую книжку, которую ре­бёнок с удовольствием листает. Она может быть полезна, когда вы находитесь вмагазине, в машине, в очереди, когда вы говорите по телефону. Поищите миниатюрную книжку, которая помещается в карман, и она выручит вас во многих ситуациях.

Книги часто помогают предотвратить гнев. Если вы чувствуете приближение вспышки гнева, возьмите люби­мую книжку и попробуйте побеседовать с ребёнком — это может отвлечь малыша.

Важно не выяснять причины гнева в самый «горячий» момент. Подождите, пока малыш успокоится, и дождитесь его дружелюбного настроения. Совместное рассматри­вание картинок и чтение книг поможет начать разговор о чувствах ребёнка. Именно умение говорить о чувствах позволит ему быть понятым и может в будущем сделать вспышки гнева более редкими.

Маленьким детям необходимо внимание, поэтому убедитесь, что ребёнок получает его достаточно. Если же вызаняты делами, не игнорируйте ребёнка, не гоните его от себя, а дайте почувствовать, что некоторое время вы просто будете рядом с ним.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РЕБЁНОК

Дети могут многое почерпнуть из теле- и видеопро­грамм, особенно с помощью взрослых. Естественно, не всё из того, что показывают, полезно. Поэтому, выбирая и просматривая с  ребёнком то, что наиболее важно.

Теле- и видеопередачи, как и книги, могут рассказать детям много интересного. Это различные версии разви­вать воображение ребёнка, умение узнавать знакомых и любимых персонажей.

Если ребёнок видит по телевизору, что с детьми про­исходит то же самое, что и с ним, это даёт возможность рассказать, что он чувствует и что его беспокоит.

Например:

У мальчика новая игрушка (машинка, лошадка, пира­мидка и т.д.), как у тебя, и он тоже радуется подарку.

Дети ходят к врачу, как и ты, и они не плачут, потому что доктор их лечит.

Посмотри, дети купаются, плавают, моются в ванной и не боятся воды.

Когда ребёнок видит, что другие дети чувствуют то же, что и он, это его успокаивает и т.д.

ПОЧЕМУ ТЕЛЕВИЗОР НЕОБХОДИМО СМОТРЕТЬ ВМЕСТЕ?

Совместный просмотр телепередач имеет огромное значение для развития личности ребёнка, повышения его самооценки, воспитания уверенности в себе. Не всегда ребёнок понимает, что происходит на экране, а взрослый, находясь рядом, может правильно ему объяснить.

Бакун С.Г., методист РУМК


 


   Как родителям готовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение.

Современная система образования предлагает родителям широкий выбор учреждений и многообразие форм воспитания и обучения. Ребенка можно определить в детский сад на полный день или в группу кратковременного пребывания, а можно несколько раз в неделю посещать группы развития или игровой поддержки, можно выбрать группу общения или развития в психолого-педагогических центрах. 

больш падрабязна.../згарнуць

Если ребенок с особыми потребностями, то для него подойдут лекотека или интегрированный детский сад. Вниманию родителей предлагаются различные педагогические системы: одни учреждения или группы работают по ряду программ, разработанных отечественными психологами и педагогами, другие – по системе Монтессори, третьи представляют вальдорфскую педагогику. Существуют учреждения коррекционного типа: логопедические детские сады, сады для часто болеющих детей и т.д..Форму воспитания и обучения лучше подбирать с учетом психофизиологических особенностей ребенка, принимая во внимание актуальный уровень его развития и зону ближайшего развития, которые может определить психолог во время проведения диагностических процедур.. Если учреждение подобрано с учетом индивидуальности ребенка, то малыш попадет в условия, помогающие ему обучаться в тех темпах и формах, которые соответствуют его возможностям, а грамотные воспитатели помогут скорректировать некоторые проблемы ребенка, например, возникающие в общении с детьми, со взрослыми, в усвоении материала, в развитии произвольной деятельности и т.д. Неслучайно родителям, собирающимся отдавать ребенка в детский сад, предлагается пройти комиссию, состоящую из специалистов разного профиля: детских и медицинских психологов, врачей, педагогов, логопедов. Такая комиссия проводит полную диагностику психофизиологического развития ребенка и, обладая информацией о детских учреждениях разного профиля, поможет выбрать оптимальную форму обучения.

Есть еще один важный аспект в подготовке к поступлению в детский сад – это знакомство с воспитателем. Дело в том, что маленький ребенок, в отличие от взрослого человека, не способен отделить методику обучения от личности педагога. Воспитатель играет существенную роль в становлении ребенка: в организации его взаимодействия с другими детьми, в формировании самооценки, в развитии интереса к различным сферам деятельности. Поэтому родителям важно познакомиться с теми, кто работает в группе, заранее, и также познакомить ребенка с воспитателем. Если воспитатель гуляет с детьми на просматриваемой с улицы территории, то родители имеют возможность воочию оценить характер отношений воспитателя с детьми, его умение организовать игру, его внимание к детским нуждам, тактику введения ограничений и требований. Мама может прийти с малышом на встречу с воспитателем, содействуя налаживанию контакта еще до поступления ребенка в ДОУ. Важно узнать у воспитателя, какой режим принят в детском учреждении, какие ограничения и требования, какие навыки рекомендуется привить ребенку для того, чтобы адаптация прошла как можно успешнее. Одновременно, стоит рассказать воспитателю об особенностях темперамента и здоровья ребенка, его суточном режиме, привычках. Например, некоторые дети, поступающие в ДОУ, уже отказались от дневного сна. Внимательный и заинтересованный воспитатель гибко подходит к таким вопросам, он сможет организовать время ребенка так, чтобы он не мешал спать другим детям, и одновременно занимался чем-то полезным.

В то же время накануне поступления в ДОУ будет полезно приблизить режим ребенка к принятому в саду. Очень важно, формировать у ребенка навыки самообслуживания, вводить запреты и ограничения с учетом возраста ребенка – так, чтобы требования детского сада шли в продолжение линии поведения в семье, а не противоречили ей.

Важнейшая задача родителей - мотивация ребенка, формирование у него заинтересованности в посещении дошкольного учреждения. Конечно, некоторые дети, особенно те, у кого есть старшие братья и сестры, охотно пойдут в детский сад. Но другие нуждаются в поддержке. Известно, что нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе. Прогуливаясь с малышом перед детским садом, следует комментировать игры детей, вызывать интерес к детской площадке и расположенным на ней предметам, создавать заинтересованность в присоединении к детскому коллективу.

Если ребенок - единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и вернуться домой. Затем неделю-две можно приводить ребенка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать.

Отправляя ребенка в детский сад, маме необходимо позаботиться об удобной практичной одежде. Прежде всего такой, которая позволяет ребенку в группе и на прогулке чувствовать себя раскованно и свободно. Ребенок должен легко сам одевать и снимать одежду. Понятно, что в садике случаются всякие казусы: играл на полу, облился супом, упал на улице. Поэтому одежда должна быть легко стираемой и недорогой, чтобы у мамы не возникало желания отчитывать ребенка за то, что он испачкался во время игры. Лучше иметь в запасе несколько комплектов одежды на смену.

Чтобы облегчить ребенку адаптацию в детском коллективе, следует обращать внимание на развитие его коммуникативных навыков задолго до поступления в детский сад.

 

Развитие навыков общения с детьми

• Способствовать его контактам с детьми во дворе и дома.

• Стараться не вмешиваться в его общение с другими детьми (по крайней мере, пока нет открытого конфликта).

• Создавать ему время от времени своего рода безопасные трудности (например, иногда над ребенком можно подтрунивать - добродушно. И чувство юмора развивается, и реакция на обзывания в саду будет более спокойная).Необходимо научить малыша не пасовать перед проблемами, не бежать сразу за помощью, но и не отвечать на обиду упреждающей агрессией.

 

Развитие навыков общения со взрослыми

• Подробности прогулки или поездки с кем-то из родителей непременно обсуждать дома (попросить ребенка рассказать другому родителю о прогулке).

• Вводить запреты и правила, начиная с конца первого года жизни.

• Не отгораживать ребенка от реальной жизни. Развивать его устойчивость к стресс-факторам, случающимся в повседневной жизни, способствовать формированию уверенности в себе.

• Научить ребенка говорить "нет", особенно тем взрослым, которые предлагают ему неприемлемые для него вещи. Для безопасности ребенка важно научить его не идти за незнакомыми взрослыми и сообщать родителю о любом случае, когда кто-то его просит о чем-то "папе с мамой не говорить" - за этой просьбой может скрываться опасность. И сверстникам, которые могут его подбивать на какой-нибудь неблаговидный поступок, тоже нужно уметь отказать.

В общем, ребенка нужно учить думать и отвечать за свои поступки. В этом случае садик станет полноценным тренингом общения, подготовкой к школе и к взрослой жизни в целом.

Осложняющим фактором адаптации будут конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают мироощущение своих родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому сверстники могут не принимать их в свой круг общения.


 


   Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению.

Адаптация - это приспособление организма и личности к новой обстановке, а для ребенка дошкольное учреждение, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Поэтому темпы адаптации у разных детей будут различны.

больш падрабязна.../згарнуць

Залог успешного посещения ребенком садика - контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.

Стоит за несколько дней до поступления в садик познакомить с ним ребенка: показать игровую комнату, спальню, игрушки, продемонстрировать, как удобно мыть руки, сидеть за детским столиком, лазать по шведской стенке и т.д. Это "первое свидание" непременно должно быть окрашено теплым, участливым вниманием к новичку, уверенностью в его положительных качествах, умениях и знаниях и в том, что он со всеми новыми заботами непременно справится и будет чувствовать себя в садике как дома. В некоторых детских садах разрешают маме поначалу присутствовать вместе с ребенком. Иногда малышу разрешают приходить в детский сад со своей любимой игрушкой. Приспособление к детскому саду может осложниться из-за таких (по мнению взрослых!) мелочей, как отсутствие любимой игрушки, с которой привык играть и засыпать ребенок, отсутствие "своего" места за столом и т.д

Родителям необходимо проявлять живой интерес к успехам малыша, новым друзьями, заданиям, которые он выполняет, и трудностям, которые у него возникают, поощрять малыша в его успехах и помогать в адаптации.

Однако не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило, когда мама забирает малыша из детского сада - он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет. Ребенок может соскучиться и по родителям - поэтому маме не следует, приведя его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Надо позволить малышу посидеть на коленях у взрослого, расслабиться от прикосновений. Он может нуждаться в спокойной прогулке со взрослым, расслабляющей музыке.

Наиболее распространенный источник напряжения в период адаптации - это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т.д.

Другой источник напряжения – повышенные требования к произвольной регуляции поведения, сдерживанию себя. В этом плане бывает полезным для разрядки предоставлять ребенку возможность «побеситься» дома. Рекомендуется побольше играть с малышом в подвижные эмоциональные игры. Если не разрядить напряжение, которое возникает у ребенка, чувствующего себя в саду скованно, напряженно, то оно может стать причиной невротических расстройств.

Наблюдая за малышом, взрослый почувствует, какие именно занятия после детского сада помогают ему расслабиться, сбросить напряжение: игры с братом, прогулка с мамой, общение с домашними животными или активные игры во дворе.

Обычно период адаптации заканчивается к концу первого месяца Показателем хорошей адаптации будет следующее поведение ребенка: малыш говорит родителям: "Ну пока" и срывается в группу, потому что там его ждут приятели и интересные занятия, а вечером идет с охотой домой.


 


   Что делать, когда возникают трудности в адаптации.

Родителям необходимо интересоваться, как ведет себя ребенок в группе, играет ли с другими детьми, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли выполнять элементарные требования. В чем ребенку надо помочь, что подкорректировать дома. В большинстве случаев педагоги готовы поделиться с родителями такой информацией. 

больш падрабязна.../згарнуць

Ведь наиболее успешно адаптация проходит тогда, когда и в группе, и в семье требования будут похожими. Например, если в группе принято аккуратное поведение за едой, а дома ребенку позволяется есть чуть ли не руками, в таком случае конфликты с педагогом и с товарищами по группе ребенку обеспечены. А вскоре может начаться "я в садик не хочу", капризы и так далее.

Если у ребенка возникли проблемы в общении с товарищами: его обижают, или наоборот, он ведет себя слишком агрессивно, или лжет, то поможет обращение к подобранной по теме конфликта сказке, ролевой игре с куклами. Например, предложить робкому ребенку побыть Волком, а агрессивному – Красной шапочкой, тем самым воспитывается способность вчувствования в переживания другого. Затем роли можно поменять, чтобы ребенок смог выработать новые стратегии поведения, с учетом опыта, который он получил при вхождении в «чужую роль».

Влияет на адаптацию и возраст поступления ребенка в ДОУ. Дети 8 месяцев настороженно относятся к незнакомым людям, что проявляется в полной мере в яслях, если малыша приводят в дошкольное учреждение именно в этом возрасте. Годовалые дети и дети трех лет переживают нормативный кризис развития, который выражается, в частности, в проявлениях негативизма в отношении близких людей. Поэтому они могут давать бурные протестные реакции, капризничать, когда мама собирает в детский сад. В этом случае, надо интересоваться у воспитателей, как чувствует себя ребенок в группе: если малыш быстро успокаивается, оставшись без мамы, а вечером не хочет уходить из сада, значит, адаптация идет благополучно и беспокоиться не о чем.

У некоторых особо чувствительных детей боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, так как стресс истощает его адаптивные ресурсы. Таких детей лучше подольше держать дома, посещая группы развития. А в садик отдавать ближе к 5 годам.

Случается, что именно мама, не способная найти свое место в жизни за границами заботы о малыше, испытывает особое удовольствие, когда малыш плачет и не хочет идти в детский сад, тем самым транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении.

У детей, у которых не были сформированы прежде теплые близкие контакты с родителями, адаптация наоборот происходит легко. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, в первые полгода жизни), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Однако опасность здесь состоит в том, что первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытывать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания, ему будет трудно устанавливать отношения близкие, семейные, интимные.

Необходимо учитывать также темперамент ребенка. Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим и холерическим темпераментом. Холерики, особенно мальчики, нелегко переносят недостаток активности и движения в детском саду, где идеалом порой оказывается казарменный порядок и где не в меру принципиальные воспитатели делают бесчисленные замечания. Hо, труднее всего, приходится медлительным детям. Флегматичные дети не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка и начинает его еще больше подстегивать, то эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным

Если адаптационный период затягивается, и имеют место трудности адаптации, проявляющиеся в вегетативных изменениях: плохой сон и аппетит, сниженное настроение, слезы (не просто капризы), постоянные болезни, то следует бить тревогу. Прежде всего, надо выслушать ребенка. Однако маленькие дети не всегда могут сформулировать свои мыли и чувства, но могут выразить их в процессе рисования, лепки, игры с куклами. Поговорите с воспитателями, с медсестрой, обратитесь к психологу.

Итак, причины плохой адаптации могут быть разные: во-первых, есть дети, которые нуждаются в особых условиях, во-вторых, причина может лежать в поведении воспитателя, не способного принять ребенка и помочь ему, в-третьих, трудности могут возникнуть из-за поведения родителей, когда ребенок испытывает внутреннюю тревогу из-за разногласий и неблагополучной атмосферы в семье.

Если настроение ребенка вызывает опасение, следует расспросить его о тех возможных проблемах, которые были в саду. Понятно, что вовсе не обязательно "собирать компромат" на работников садика, но если ребенок на что-то пожаловался – то на это стоит обратить внимание. Естественно, дети излагают свою точку зрения на происходящее не всегда объективно; иногда откровенно могут оклеветать воспитателя (ну вот не хочется ходить в садик, потому что там пропадает его избалованность и исключительность, и он делает все, чтобы мама его оттуда забрала); случается, что дети просто фантазируют. Поэтому всегда стоит выяснить подробности у воспитателей (не сразу обвинять, а именно выяснить).

Приходя за ребенком, мама присматривается не только к тому, с кем и как играет ребенок, но и как общается с детьми педагог. Можно несколько раз прийти за ребенком "в неурочное время" - и если порой из-за двери слышен крик педагога, причем не раз и не два, и к тому же это подкрепляется неоднократными обоснованными жалобами ребенка, тогда следует сделать соответствующий вывод.

Известно, что легче адаптируются дети общительных, контактных родителей, которые в детстве сами не испытывали проблем с детским садом. Подтверждается и обратная картина: если оба родителя не отличаются общительностью, ребенок не особенно тянется к сверстникам и предпочитает играть один.

В случае, если адаптация ребенка проходит тяжело и затягивается, надо подумать, возможно, лучше подождать с детским садом общего типа до 4-5 лет или отдать малыша в игровую группу, где детей немного и есть специалисты, помогающие малышам адаптироваться. При этом не стоит выбирать группу, где, "в порядке ускорения" учат малышей иностранному языку и чтению в ущерб играм, общению, эмоциональному развитию. В сложных случаях родители могут и должны обращаться к психологам и психоневрологам, которые работают как в детских садах, так и медико-психолого-педагогических центрах системы образования.


 


   Комплектование групп в учреждениях дошкольного образования

Прием лиц в учреждения дошкольного образования осуществляется в порядке очередности согласно дате постановки на учет в службе «Одно окно» и потребности родителей в оформлении ребенка в учреждение дошкольного образования, с учетом количества свободных мест в учреждении дошкольного образования, количества набираемых групп. 

больш падрабязна.../згарнуць

Постановка на учет детей, нуждающихся в предоставлении места в учреждении дошкольного образования, проводится родителями (законными представителями) детей в службах «Одно окно». Данная процедура осуществляется: для жителей города Щучина в каб. № 19 Щучинского райисполкома (1 этаж), для жителей сельских населенных пунктов – в местных исполнительных комитетах по месту расположения учреждения дошкольного образования. При постановке на учет необходимо иметь паспорт и свидетельство о рождении ребенка.

Место в учреждении дошкольного образования предоставляется при обращении законных представителей детей (независимо от места их работы) в местный исполнительный и распорядительный орган (отдел образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома), при этом максимально учитываются их запросы. При отсутствии мест в запрашиваемом учреждении предлагается учреждение в зоне пешеходного доступа либо по ходу движения общественного транспорта, где есть свободные места, что не противоречит законодательству Республики Беларусь.

Согласно действующему в Республике Беларусь законодательству учреждения дошкольного образования не закреплены по территориальному признаку, в результате чего место для ребенка может быть предоставлено в любом учреждении дошкольного образования при наличии свободных мест.

Обращаем внимание, что в коллективных договорах дошкольных учреждений может быть закреплено право на предоставление места в дошкольном учреждении детям работников данного дошкольного учреждения.

Статьей 41 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» предусмотрено, что сотрудникам органов внутренних дел гарантируется предоставление их детям мест в учреждениях образования для получения дошкольного образования в течение трех месяцев со дня подачи заявления. Данным Законом не предусмотрено предоставление места в ближайших к месту проживания учреждениях дошкольного образования во внеочередном (первоочередном) порядке.

Кроме того, согласно действующему в Республике Беларусь законодательству матери-одиночки, многодетные семьи не имеют льгот на предоставление детям мест в учреждениях дошкольного образования вне существующего учета детей.

Дополнительно сообщаем, что ходатайство учреждений не входит в перечень документов, предоставляемых гражданином для постановки на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования, выдачи направления в дошкольное учреждение (П.-П. 6.6, 6.7 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., №119, 1/11590)).

Комплектование групп в дошкольных учреждениях воспитанниками проводится ежегодно на начало учебного года (1 сентября). При наличии свободных мест ребенок может быть зачислен в учреждение дошкольного образования в течение учебного года. В соответствии с требованиями Кодекса об образовании в дошкольных учреждениях Щучинского района для организации обучения и воспитания воспитанники объединяются в группы: первая младшая группа (от двух до трех лет), вторая младшая группа (от трех до четырех лет), средняя группа (от четырех до пяти лет), старшая группа (от пяти до семи лет). На селе, по причине малой численности детей одного возраста, кроме указанных выше групп могут создаваться разновозрастные группы (от двух до семи лет). Возраст воспитанника определяется на 1 сентября.

Информация о количестве свободных мест в учреждения дошкольного образования г. Щучина на 2020/2021 учебный год

Учреждение дошкольного образования

2-3 года

3-4 года

Норматив численности детей

Количество детей в группе на 1.09.2020

Количество свободных мест на 1.09.2020

Норматив численности

Количество детей в группе на 01.09.2020

количество свободных мест на 01.09.2020

ГУО «Ясли-сад №1 г.Щучина»

15

19

0

20

19

1

ГУО «Ясли–сад № 3 г. Щучина»

15

19

0

20

20

0

ГУО «Ясли-сад №4 г. Щучина»

15

21

0

40

 

44

0

ГУО «Ясли-сад № 5 г. Щучина»

15

17

0

40

34

6

ГУО «Ясли-сад № 6 г.Щучина»

30

24

6

40

37

3

ГУО «Ясли-сад № 7 г. Щучина»

15

15

0

20

18

2

Учреждение дошкольного образования

4-5 лет

5-6 лет

Норматив численности

Количество детей в группе

Количество свободных мест

Норматив численности

Количество детей в группе

Количество свободных мест

ГУО «Ясли-сад №1 г.Щучина»

20

17

3

20

22

0

ГУО «Ясли–сад № 3 г. Щучина»

20

21

0

20

21

0

ГУО «Ясли-сад №4 г. Щучина»

40

44

0

40

46

0

ГУО «Ясли-сад № 5 г. Щучина»

40

38

2

20

24

0

ГУО «Ясли-сад № 6 г.Щучина»

20

24

0

40

41

0

ГУО «Ясли-сад № 7 г. Щучина»

40

26

14

20

21

0

.

Уточненную информацию можно получить по телефону 29 7 40 или в каб. № 84 отдела образования, спорта и туризма (главный специалист отдела образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома Шостак Данута Брониславовна).