Герб РБ

© Отдел образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома

Официальный сайт
Герб Щучин

Звярніце ўвагу


                                               

 


   ИТОГИ РАБОТЫ ЗА 2020 ГОД И ЗАДАЧИ НА 2021 ГОД

больш падрабязна.../згарнуць

Деятельность отдела и учреждений образования в 2020 году была направлена на решение главной задачи государственной политики в сфере образования - создание оптимальных условий для развития детей, обеспечение доступности и качества образования. Успешная реализация государственных программ способствовала решению поставленных задач, совершенствованию материальной базы учреждений образования и развитию профессиональных компетенций педагогов.

На территории Щучинского района проживает 6481 несовершеннолетний до 18 лет, что на 81 ребенка больше в сравнении с прошлым годом.

В 2020 году сеть учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее-УДО), района обеспечивала многофункциональность, удовлетворение запросов законных представителей воспитанников раннего и дошкольного возраста в предоставлении мест в УДО, организации образовательных услуг с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей. Обеспечена доступность дошкольного образования: охвачено 98,2% детей от 3 до 6 лет и 81,5 % от 1 до 6 лет, что выше показателей 2019 года на 6,6% и 5,4% соответственно.Организован подвоз из отдаленных населенных пунктов 71 воспитанника в учреждения дошкольного образования.

Выполняются нормативы государственных социальных стандартов в сфере дошкольного образования. Норматив обеспеченности детей раннего и дошкольного возраста местами по району выполняется и составляет 98,2% (2019г.-91,6%). Норматив охвата детей пятилетнего возраста подготовкой к обучению в учреждениях общего среднего образования выполняется на 100%.

Удовлетворены запросы законных представителей: в 2020 году функционировало 70 групп кратковременного пребывания с охватом 746 воспитанников, из них 139 детей, не посещающих УДО на постоянной основе. Предпринятые меры способствовали повышению процента охвата детей от 1 до 6 лет дошкольным образованием. 703 ребенка посещали группы кратковременного пребывания на платной основе, охват составил 94,2% и превысил показатель прошлого года на 6,3%.

Особое внимание уделялось обеспечению безопасных здоровьесберегающих условий жизнедеятельности детей в учреждениях дошкольного образования, укреплению и сохранению здоровья воспитанников.

Стабилен в сравнении с прошлым годом показатель по заболеваемости и составляет 3,8 дня.

Принятые меры позволили улучшить условия организации образовательного процесса. Процент оснащения средствами обучения и воспитания достиг 87,8% (+0,8% к 2019 г.), надворного оборудования - 76,1% (+4,5% к 2019 г.). Обеспеченность учебно-методическими изданиями составляет 90,1% (+0,2% к 2019г).

В учреждениях дошкольного образования реализуется право выбора языка обучения.В 2020/2021 учебном году для 225 воспитанников в 15 группах образовательный процесс осуществляется на белорусском языке.

Для обеспечения условий нуждающимся в специальном образовании детям с особенностями психофизического развития   продолжают работать 11 специальных групп. Специальное образование предоставлено для 181 ребенка (-9 детей к 2019г.). Коррекционно-педагогическую помощь на пунктах получают 240 воспитанников (-15 детей к 2019г.).

Отделом образования, спорта и туризма, учреждениями образования уделялось внимание вопросам обеспечения системы дошкольного образования квалификационными кадрами, созданию условий для роста профессиональной компетентности педагогических работников. В 2020 году 3 педагога проходят переподготовку по специальности Дошкольное образование», 6 педагогов занимаются в высших учебных заведения по данному направлению. В результате доля воспитателей дошкольного образования, имеющих образование по направлению «Педагогика детства» составляет 93,8% (+8,9% к 2019г.).

На уровне дошкольного образования создаются условия для развития исследовательских умений воспитанников. Активизирована работа по обустройству и использованию экологических тропинок в ГУО «Ясли-сад №5 г.Щучина и ГУО «Ясли-сад № 4 г. Щучина». На базе ГУО «Ясли-сад № 4 г. Щучина»открыт районный детский научный центр «Молекула». Педагогические коллективы ГУО «Ясли-сад № 4 г. Щучина», ГУО «Ясли-сад № 5 г. Щучина», ГУО «Ясли-сад № 6 г. Щучина» активно включились в реализацию образовательного проекта «Зеленые школы». Победителями международных творческих конкурсов стали воспитанники ГУО «Ясли-сад № 4 г. Щучина».

Учреждения дошкольного образования активно включились в работу творческой лаборатории по формированию положительного имиджа учреждения. В районе создаются образовательные сообщества, реализующие одно имиджевое направление деятельности.

Вместе с тем имеются резервы повышения качества дошкольного образования. Низкими темпами внедряются в образовательный процесс информационно-комуникационные технологии. Не получила развития инновационная деятельность в учреждениях дошкольного образования. Несмотря на положительную динамику по оснащению надворным оборудованием, показатель остается ниже областного (80%).

Учреждениями общего среднего образования успешно реализуется районный проект по формированию положительного имиджа, что нашло отражение в формировании образовательной среды.

Анализируя поставленные перед системой образования Главой нашего государства задачи на Всебелорусском народном собрании, мы уже предприняли ряд важных шагов для их реализации.

Системно решается задача повышения качества и доступности общего среднего образования.

В 18 учреждениях обучается 3745 (-26 к 2019/2020 учебному году) учащихся: в гимназии обучается 401 (+25) учащихся; 6 средних школах - 2642 (+6) обучающихся; 11 учебно-педагогических комплексах - 703 (-56) обучающихся.

Средний балл по итогам года стабилен и составил 7,41. В учреждениях общего среднего образования отсутствуют учащиеся, занимающиеся на низком уровне, а в гимназии - на удовлетворительном.

Эффективное использование личностно-ориентированного подхода позволило достичь низкого процента, так называемых, «недоработавших» учащихся в ГУО «Остринская средняя школа (далее – СШ) имени А.С. Пашкевич (Тётки)», ГУО «УПК Головичпольский д/с-СШ», ГУО «УПК Орлевский д/с-СШ имени С.П. Шупени».

В 2019/2020 учебном году 370 учащихся завершили обучение на ІІ cтупени общего среднего образования. 31 учащийся получил свидетельство с отличием, что составляет 8,4% от общего числа учащихся IXклассов. На ІІІ ступени общего среднего образования –238 учащихся, из них 33 получили аттестат особого образца с награждением золотой медальюи, что составляет 13,8% от общего числа учащихся XI классов. 49 (-5) учащихся (20,6%; +0,7%) награждены похвальными листами за особые успехи в изучении отдельных предметов.

Результаты экзамена и итогов года подтверждают объективность оценивания учащихся.

Обеспечивается право каждого учащегося на предоставление равных возможностей в получении качественного образования.

В целях повышения качества подготовки выпускников школ района к централизованному тестированиюи обеспечения доступности данного вида образовательной услуги создана Школа по подготовке к централизованному тестированию, а в период летних каникул - консультационные пункты. Данная форма работы положительно оценена выпускниками и позволила увеличить с 3 до 6 количество предметов, результат которых выше областного показателя централизованного тестирования 2020 года. На централизованном тестировании подтвердили высокий уровень знаний гимназисты. Седельник Егор получил 100 баллов по обществоведению. 21 выпускник гимназии сдал централизованное тестирование на 90 баллов и более. ГУО «Гимназия г. Щучина» стала победителем в номинации «Триумф года» категории «Город» (1место) конкурса «Школа-партнер Гродненского государственного университета имени Янки Купалы» за 2020 год .

С 55,7 до 64,7 вырос процент выпускников школ, поступивших в высшие учебные заведения. Процент на бюджетную форму обучения составил 80%, что на 13% выше прошлого года.

Отделом приняты организационно-управленческие меры по совершенствованию системы допрофессиональной подготовки и профессионального обучения учащихся. Создана региональная система профессионального обучения, которая формировалась с учетом имеющихся ресурсов, особенностей региона и современных возможностей организации образовательного процесса на III ступени общего среднего образования. С целью совершенствования и систематизации профориентационной работы с учетом производственной и сельскохозяйственной инфраструктуры района разработаны дорожные карты для учащихся 1-11 классов.

В десяти учреждениях общего среднего образования удовлетворены запросы 299 (+49 к прошлому учебному году) учащихся на изучение предметов на повышенном уровне, что составляет 60,5% (+11,8%) от общего количества учащихся Х-ХІ классов. Продолжена работа по формированию сети аграрных и педагогических классов. Функционирует 7 групп аграрной направленности с охватом 53 учащихся и 7 групп педагогической направленности с охватом 64 учащихся. 13 выпускников педагогических классов и 11 аграрных классов выбрали высшие учебные заведения педагогического и аграрного профиля соответственно. Целесообразность открытия профильных классов подтвердили выпускники ГУО «Гимназия г.Щучина», ГУО «СШ №3 г.Щучина» и ГУО «УПК Скрибовский д/с-СШ».

В 2020/2021 учебном году открыто 3 класса правовой направленности в ГУО «СШ №1 г.Щучина» в сотрудничестве с Управлением Следственного комитета Республики Беларусь по Гродненской области, ГУО «СШ №2 г.Щучина» в сотрудничестве с РОВД Щучинского райисполкома и ГУО «Остринская СШ имени А.С.Пашкевич (Тетки)» с охватом 25 учащихся X классов. 

В 2020/2021 учебном году в ГУО «Средняя школа №1 г.Щучина» открыта спортивно-педагогическая группа и создан межшкольный центр допризывной подготовки. Налажено сотрудничество со 116 штурмовой гвардейской авиационной базой.

Для учащихся, которые изучают предметы на базовом уровне, организовано обучение на базе УО «Щучинский ГСПЛ» по специальности «Слесарь по ремонту автомобилей». Данное обучение организовано для 39 учащихся 10-11 классов школ города Щучина, ГУО «УПК Рожанковский д/с-СШ», ГУО «УПК Скрибовский д/с-СШ».

По 2 модели в рамках межшкольных факультативов организован образовательный процесс на базе ГУО «УПК Головичпольский детский сад – средняя школа» по специальности «Оператор электронно-вычислительных машин» для 6 учащихся и ГУО «СШ №3 г.Щучина» по специальности «Швея» для 18 девушек.

В ГУО «УПК Рожанковский детский сад – средняя школа» созданы условия для реализации программы по специальности «Повар» для 7 учащихся.

Впервые в 2019/2020 учебном году 66 учащимися из 11 учреждений образования была реализована предоставленная государством возможность получения квалификационного разряда по завершении освоения программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» по 8 профессиям.

В 2019/2020 учебном году успешно закончили обучение по специальности «слесарь по ремонту автомобилей» 1 разряда на базе УО «Щучинский ГСПЛ» 15 обучающихся ХI классов. 

Продолжалась системная работа с одаренными детьми. Олимпиадным движением охвачены все ступени общего среднего образования. Решена задача по привлечению преподавателей УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы». Продолжила работу районная Школа интеллект. В 2020 году в третьем этапе республиканской олимпиады учащиеся района завоевали 11 (+5) дипломов. На заключительном этапе республиканской олимпиады завоеван один диплом 3 степени по истории Розмыслом Егором, учащимся из ГУО «УПК Каменский д/с-СШ».

Дипломом 3 степени на республиканском конкурсе по основам профессиональной подготовки среди учащихся «JuniorSkillsBelarus» отмечена работа Неяскиной Виорики, учащейся образцовой студии мода «Гармония» ГУО «Щучинский ДТДиМ».

С целью повышения качества работы по развитию научно-исследовательских компетенций учащихся начала работу районная исследовательская Школа, в рамках которой налажено взаимодействие с Гродненским зональным институтом растениеводства.

Победители республиканской олимпиады, областных соревнований и конференций награждены премиями Щучинского районного исполнительного комитета. На эти цели было выделено более 18 тысяч рублей. ОАО «Щучинский завод «Автопровод» и ОАО «Молочный мир» по итогам учебного года премировали учащихся за отличную учебу.

Решены основные задачи информатизации системы образования района. Обновлено 9 классов 2004-2005 годов выпуска новой компьютерной техникой. В рамках программы «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы учреждениями образования получено 23 мультиборда. Продолжилась работа по использованию сервиса «Электронный журнал»/«Электронный дневник», развитию робототехники. Имеющаяся практика использования данного сервиса сыграла важную роль при организации удаленного обучения в период пандемии.

Однако по итогам 2019/2020 учебного года выявлены проблемы обеспечения качества образования, организации образовательного процесса в дистанционной форме.

Нерезультативно выступление команды района на областной научно-практической конференции «Хрустальная Альфа» в 2020 году.

По сравнению с прошлым годом увеличилось с 19% до 22% количество обучающихся, занимающихся на низком и удовлетворительном уровнях. Графический портрет среднего балла по трудовому обучению, физике, немецкому языку свидетельствует о низком качестве знаний обучающихся в отдельных учреждениях образования. Процент «недоработавших» учащихся увеличилась за три года в 6 учреждениях образования.

10 учащихся из ГУО «СШ №1 г. Щучина», ГУО «СШ №2 г. Щучина», ГУО «СШ №3 г. Щучина», ГУО «УПК Каменский д/с-СШ», ГУО «УПК Новодворский д/с-СШ» не изъявили желание сдавать экзамены по трудовому обучению, что свидетельствует о недостаточной информационно-разъяснительной работе администрации с учащимися и их законными представителями.

Не решает поставленных профориентационных задач выбор учащимися аграрных классов профильных ВУЗов: процент поступления составил 30%.

В районном банке данных состояло на учете 720 (-44) детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР). Охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью составил 100%. Достигнуто увеличение показателя эффективности коррекционно-педагогической работы до 61,6% (+1,4%). Эффективность коррекционно-педагогической помощи выше на 4,3% областного показателя. В сравнении с предыдущим учебным годом наблюдается положительная динамика в обучении детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания. По итогам 2019/2020 учебного года эффективность оказания помощи детям, обучающимся по образовательным программам специального образования, составляет 35,6% (+3,6%). По результатам коррекционно-педагогической работы в ПКПП исправили речевое нарушение 262 (61,6%) обучающихся (+1,4%).

Обеспечено 100% поступление выпускников классов интегрированного обучения и воспитания.

Остается низким показатель создания универсальной безбарьерной среды в учреждениях образования и составляет 14,7%, частичной безбарьерной среды – 26,5%. Безбарьерная среда не создана в 58,8% учреждений образования.

В идеологической и воспитательной работе обеспечивалось выполнение Комплексной программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Гродненской области на 2016–2020 годы, соответствующей районной программы, а также программам воспитания учреждений образования.

Совершенствовалась система патриотического воспитания как главная составляющая воспитательного процесса через мероприятия, посвященные Году малой родины, учитывалась важность юбилейных дат: празднования 75-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, 25-летие установления государственной символики Республики Беларусь.

Формированию гражданственности и патриотизма, национального самосознания у детей и молодежи способствовало активное участие в районных акциях «Молодежь помнит…». «Навеки в строю», «Пад знакам маладосці», «Поздравим ветеранов вместе», велопробеге «Я вырос здесь, и край мне этот дорог!».

Опыт проведения мероприятия, организованного по инициативе отдела, в мемориальном комплексе «Музей-землянка», в областном конкурсе образовательных музейных квестов «Хроника Великой Победы» отмечен дипломом 1 степени.

Продолжена реализация информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина», мероприятий республиканской героико-патриотической акции «Великой Победе – 75!», Всебелорусской акции «Мы – граждане Беларуси!».

Особое внимание уделено развитию молодежного правоохранительного движения. Впервые проведены районный фестиваль отрядов правоохранительной, антинаркотической направленности «Все в твоих руках», декада правовых знаний.

Обеспечено вовлечение молодежи в социальную практику через работу детских и молодежных общественных объединений. Социально-значимые проекты реализуются в 18 учреждениях образования.

Повышению активности тимуровских и волонтерских отрядов способствовали проведенные акции «Поделись своим теплом», «Доброе сердце», «Обелиск», «Чудеса на Рождество», «Дорогой Добра», «Наши дети», «Зимняя пора добрых дел».

Активисты волонтерского отряда «Продвижение» ГУО «Остринская СШ им.А.С.Пашкевич (Тетки)» стали лауреатами международной инициативы «Горячее сердце».

По результатам трудовой акции пионерская дружина имени М.Казея (ГУО «УПК Головичпольский д/с-СШ») заняла 2 место в областном этапе. Щучинский районный совет ОО «БРПО» отмечен дипломом II степени Гродненского областного совета ОО «БРПО». Учащаяся ГУО «СШ №2 г.Щучина» отмечена дипломом Гродненского областного совета ОО «БРПО» как победитель онлайн-проекта «75 лет Победе».

Результативно участие в заключительных этапах республиканских конкурсов «Зеленая школа», «Юный натуралист», экологической акции по вопросам раздельного сбора отходов «Кто, если не мы!»: 5 дипломов Министерства образования Республики Беларусь завоевали коллективы ГУО «Щучинский дворец творчества детей и молодежи» (2), ГУО «УПК Новодворский детский сад-средняя школа», ГУО «УПК Можейковский детский сад-базовая школа», ГУО «Ясли-сад №5 г. Щучина».

Молодежным парламентом в 2020 году проинициирована реализация 3-х социально значимых проектов: «Особенности развития велодвижения в малом городе», «Мы нужны друг другу» (социализация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями), «Школа волонтера»«. Дан старт инициативе по организации молодёжной бизнес-площадки «ЛидерШАНС».

В 2020 году музей боевой славы ГУО «СШ №1 г.Щучина» подтвердил звание «народный». Литературному музею ГУО «Остринская СШ имени А.С.Пашкевич (Тетки)» присвоено звание «народный». В конкурсе музеев боевой славы «Их подвиг мы в сердце храним» в рамках республиканской героико-патриотической акции «Великой Победе-75» народный музей боевой славы ГУО «СШ №1 г.Щучина» отмечен Дипломом III степени Министерства образования Республики Беларусь в номинации «Лучший музей военно-исторического профиля».

Проведено 477 экскурсий (в 2019 г. – 722 экскурсии), приняло участие 6244 экскурсантов, из них 70 иностранных.

Результативно приняли участие в краеведческих конкурсах ГУО «СШ №1 г.Щучина», ГУО «СШ №2 г.Щучина», ГУО «УПК Новодворский д/с-СШ», ГУО «УПК Скрибовский д/с-СШ», ГУО «Остринская СШ им. А.С. Пашкевич (Тетки)», ГУО «УПК Рожанковский д/с-СШ», ГУО «УПК Первомайский д/с-СШ», ГУО «УПК Дембровский д/с-СШ», ГУО «Щучинский ДТДиМ».

Дипломами II и III степени Министерства образования Республики Беларусь отмечена работа обучающихся ГУО «Щучинский районный центр туризма и краеведения» в республиканских конкурсах «Падарожжа па малой радзіме», «Духоўныя каштоўнасці рэгіена ў змесце дзейнасці музеяў». Результатом участия в конкурсе «Юнги Победы» стал диплом III степени Министерства образования Республики Беларусь – ГУО «УПК Скрибовский д/с-СШ». В областном туристическом слёте учащихся, посвященном 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и Всемирному дню туризма, команда Щучинского района отмечена 4 дипломами: дипломом за 1 место, двумя дипломами за 2 место и дипломом за 3 место.

Существующая в районе система дополнительного образования охватывает 76% учащихся. Прогнозные показатели подпрограммы «Развитие системы дополнительного образования детей и молодежи» государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы выполнены. Получила обновление сеть объединений по интересам: в 12 учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году открыто 29 новых объединений,в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи - 21 новое объединение по интересам. На базе ГУО «СШ №1 г.Щучина» обеспечена работа стрелкового тира В ГУО «СШ №1 г.Щучина», ГУО «СШ №3 г.Щучина» открытыдве воркаут площадки.

Результативна и эффективна работа ГУО «Щучинский ДТДиМ» в формировании воспитательного пространства района. ГУО «Щучинский ДТДиМ» обеспечивает занятость 67 процентов обучающихся в 200 объединениях по интересам.

ГУО «Щучинский ДТДиМ» второй год подряд занимает 1 место в областном конкурсе на лучшую организацию работы многопрофильных учреждений дополнительного образования детей и молодежи Гродненской области. Танцевальному коллективу «Контрасты» присвоено звание «образцовый». Учащиеся Клуба спортивных единоборств ГУО «Щучинский ДТДиМ» – Андрей Вороник и Сырыцкий Илья – стали чемпионами Европы по муай-тай. Илья Сырыцкий подтвердил статус чемпиона мира по муай-тай, а также стал стипендиатом Президентского спортивного клуба вместе с педагогом-руководителем Шуруповым В.Б.. Воспитаннику Клуба спортивных единоборств Рымко Павлу присвоен спортивный разряд «Кандидат в мастера спорта» по таиландскому боксу. Звания «Мастер спорта Республики Беларусь» удостоен Вороник Андрей.

Активно применялись новые формы работы в организации досуга несовершеннолетних: дистанционная площадка, ONLINE AIR, виртуальные туры, веб-квесты. Активизирована работа дворовых площадок по месту жительства. Впервые в каникулярный период организована работа 19-ти онлайн-лагерей; охвачено свыше 730 школьников.

Создано детское телевидение. Транслируемые сюжеты содержательны и креативны, отражают важность и   значимость проводимых районных мероприятий.

В областных этапах акций «Лето на здоровье», «Лето-пора спортивная» опыт, представленный коллективами ГУО «Щучинский ДТДиМ», ГУО «УПК Дембровский д/с-СШ», ГУО «Щучинский РЦТиК», признан в числе победителей и призеров.

7 материалов инновационного опыта творчески работающих педагогов в области экологического образования из 9 представленных заняли призовые места областного уровня заочного/дистанционного конкурса «Педагогическая мастерская. Форум идей». 14 побед областного уровня (+8) и 3 призовых места на республиканском уровне (+2) завоевано на методических конкурсах педагогическим коллективом ГУО «Щучинский ДТДиМ».

Вместе с тем пока не удается эффективно использовать активные формы работы с вовлечением учащихся в диалог или полилог, отмечается пассивность учащихся , неготовность их к выражению своей точки зрения на заявленную проблему. В связи с этим перед нами стоит одна из главных задач 2021 года – воспитание активного и идеологически зрелого гражданина.

Обострилась проблема и обеспечения безопасности детей. По внешним причинам погибло 2 несовершеннолетних. Зарегистрирован случай парасуицида.

Несмотря на проводимую работу по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних, по итогам 2020 года отмечается рост подростковой преступности. В сравнении с 2019 годом количество преступлений, совершённых несовершеннолетними, выросло с 14 до 18 (+4 преступления). Число несовершеннолетних, совершивших уголовно-наказуемые деяния, увеличилось с 14 до 15. Удельный вес подростковой преступности составил 7,0 % (12 мес. 2019 – 4,8%) при среднеобластном показателе 2,8%.

Пятью школьниками совершено 6 преступлений (2019 - 6/6 лиц).

Повторное преступление совершено учащимися ГУО «Василишковская СШ», ГУО «УПК Скрибовский д/с-СШ» именно в период проведения с ними профилактической работы.

Наблюдается уменьшение количества объединений по интересам, организованных в учреждениях общего среднего образования. Недостаточна работа ГУО «СШ 3 г.Щучина», ГУО «УПК Каменский д/с-СШ», ГУО « УПК Дембровский д/с-СШ», ГУО «УПК Скрибовский д/с-СШ», ГУО «УПК Первомайский д/с-СШ» по обновлению экспозиций. Не завершена в ГУО «СШ №2 г.Щучина» реконструкция музея.

Несмотря на реализацию проекта по просвещению родителей «Родительский университет», проблема взаимодействия школы и семьи в настоящее время является одной из самых актуальных.

Назрела острая необходимость: повышения общей педагогической и правовой культуры законных представителей учащихся, усилению работы с родителями по повышению контроля за поведением детей; формирования инновационной и исследовательской культуры педагогов.

Количественный состав педагогических работников системы образования Щучинского района составляет 895 педагогов. Из них в учреждениях общего среднего образования - 569. Среди педагогов учреждений общего среднего образования 92,8% (+ 11,8%) имеют высшее образование.

Процент педагогов с высшей категорией увеличился с 24% до 25,5%., с первой категорией с 47% до 50,8%. 2 педагога имеют квалификацию «учитель методист».

Вырос процент закрепления молодых специалистов после отработки двух лет в системе образования с53% до 58,6%. Увеличивается количество молодых специалистов, прибывших в район (2020 г.-34, 2019 г. – 26). Все нуждающиеся обеспечены жильем.

Анализ кадрового состава школ позволяет говорить о сбалансированности в подборе специалистов разного возрастного уровня и стажа работы, что даёт возможность активизировать процесс преемственности педагогического опыта.

План повышения квалификации руководящих работников и специалистов образования за 2020 год выполнен на 100% (ГрОИРО) и 100% (АПО).

Достойно представила педагогическое сообщество Щучинщины на областном этапе республиканского конкурса «Учитель года» учитель гимназии Кахнович Галина Эдвардовна, которая стала лауреатом 2 степени в своей группе.

Высокую оценку получил опыт управленческой деятельности заместителей директора по учебной работе ГУО «Гимназия г. Щучина» Гайды Жанны Генриховны и ГУО «СШ №3 г.Щучина» Милинкевич Валентины Романовны в профессиональном конкурсе «Методический online-экспресс – 2020». Гайда Жанна Генриховна награждена дипломом II степени. Конспект методического мероприятия Милинкевич Валентины Романовны отмечен дипломом I степени.

Педагоги района активно участвовали в областных и республиканских мероприятиях, по итогам которых получили 11 сертификатов.

Результативно участие учреждений образования района в областном смотре-конкурсе кабинетов истории и обществоведения. Кабинет истории ГУО «Гимназии г. Щучина» (заведующий Лисовская Е.Е.) отмечен дипломом IIIстепени главного управления образования Гродненского облисполкома.

В 2020 году активизировалась работа районных ресурсных центров и областных ресурсных центров системы образования Гродненской области, эффективно функционирующих на базе ГУО «Гимназия г.Щучина», ГУО «Василишковская СШ».

В 2020 году ГУО «Гимназия г. Щучина», ГУО «УПК Рожанковский д/с-СШ» результативно завершили реализацию инновационных проектов. Продолжили инновационную деятельность 3 учреждения образования (ГУО «СШ №1 г.Щучина», ГУО «СШ №3 г.Щучина», ГУО «Желудокская СШ имени В.Врублевского».

Вместе с тем в систему методической работы на достаточном уровне не внедрены современные активные формы работы, не используются информационные технологии, что обусловлено низким уровнем ИКТ-компетенций педагогов.

Не все задачи методического сопровождения решены в минувшем учебном году. Не удалось повысить активность педагогов по освещению опыта работы в средствах массовой информации, уровень методической составляющей урока, внедрить в образовательный процесс компетентностный подход.

Районному учебно-методическому кабинету необходимо пересмотреть структуру и формы методической работы, обеспечить содержательность и практико-ориентированный подход в системе повышения профессионального уровня педагогов, качество методического сопровождения молодых специалистов.

Необходимо создать условия для участия каждого педагога в выставках научно-методической литературы, конкурсах, научно-практических конференциях педагогов и других мероприятиях педагогического мастерства.

Не сформирована на достаточном уровне эффективная система выявления, поддержки и развития исследовательских способностей учащихся; требует пересмотра система методического сопровождение процедуры аттестации педагогических работников.

Стабилизируется ситуация по количеству детей, признанных находящимися в социально опасном положении, на 01.02.2021 – 79 детей из 33 семей, на 01.02.2020 – 81ребёнок из 41 семьи. Это свидетельствует о правильном применении (исполнении) и руководстве Положения «О признании детей находящимися в социально опасном положении», утверждённого Постановлением от 15.01.2019 №22.

Наблюдается снижение на 50% количество детей, признанных находящимися в социально опасном положении в возрасте от 0 до 3 лет, и составляет 12% от общего количества детей, признанных находящимися в социально опасном положении.

По итогам 2019 г. уменьшилось количество вновь выявленных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей с 17 детей до 11 детей. Сохраняется тенденция сокращения социального сиротства. Количество детей, в отношении которых родители лишены родительских прав, уменьшилось с 11 детей до 3 детей. Процент возврата детей в биологические семьи составляет 82% от общего количества детей, снятых с учёта нуждающихся в государственной защите.

2 родителей судом Щучинского района восстановлены в родительских правах в отношении 3 детей.

За 2020 год выявлено меньше на 3 ребёнка-сироты, ребёнка, оставшегося без попечения родителей в сравнении с 2019 годом.

Повысился процент устройства в замещающие семьи и составляет 87,5%. Необходимо отметить, что 1 ребёнок-сирота, направлен на государственное обеспечение по месту учёбы, в интернатные учреждения дети не направлялись.

В районе работает институт замещающей семьи. Незначительно уменьшилось количество приемных (-3) и опекунских семей (-5). В двух детских домах семейного типа (г.п.Острино) воспитывается 19 детей (+6).

В сравнении с прошлым годом повысился показатель наполняемости приёмных семей. На 01.01.2021 он составляет 1,7 ребёнка на приёмную семью (01.01.2020 – 1,4, 2019 г. – 1,6, 2018 г. – 1,9).

На недостаточном уровне налажена работа по выявлению семейного неблагополучия, проведению социально расследования, устранению критериев и показателей социального расследования ГУО «Щучинский РСПЦ», ГУО «СШ №3 г. Щучина», ГУО «СШ №2 г. Щучина», ГУО «Василишковская СШ», ГУО «УПК Дембровский д/с-СШ»ГУО «УПК Новодворский д/с-СШ» ГУО «УПК Головичпольский д/с-СШ», ГУО «СШ №1 г.Щучина», ГУО «Остринская СШ им. А.Пашкевич (Тётки)», ГУО «Ясли-сад г.п.Острино», ГУО «Ясли-сад №7 г.Щучина».

Имеются факты несвоевременного принятия мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних ГУО «УПК Головичпольский д/с-СШ», ГУО «УПК Дембровский д/с-СШ» ГУО «СШ №3 г.Щучина», ГУО «Ясли-сад №7 г.Щучина».

Увеличилось количество детей, признаваемых нуждающимися в государственной защите с 3 детей у 4 родителей за 2019 год до 15 детей у 16 родителей за 2020 год.

Отсутствие объективной оценки положения детей в семье, достоверной и своевременной информации от субъектов профилактики не позволяет принять своевременные меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, признании детей, находящимися в социально опасном положении, нуждающимися в государственной защите. Не внедрены в работу с замещающими семьями современные эффективные формы работы.

Предпринимаются меры по обеспечению безопасного и качественного питания. В 2020 году проведены ремонты пищеблоков ГУО «Остринская СШ имени А.С.Пашкевич (Тетки)», ГУО «Ясли-сад № 3 г. Щучина», ГУО «Ясли-сад г.п. Желудок».

Пищеблоки комплектуются специалистами соответствующей квалификации.

Проводится системная работа по увеличению охвата горячим питанием учащихся (данный показатель составляет 96 %), формированию культуры здорового питания. Несмотря на проведенную работу, только в отдельных учреждениях удалось внедрить вариативное меню, откорректировать примерные рационы питания с учетом предпочтений учащихся, что не позволило в полной мере решить проблему образования большого количества отходов. Имеют место факты грубых нарушений организации питания обучающихся в учреждениях образования.

Развитию физкультуры и спорта в районе уделяется много внимания.

Команда Щучинского района завоевала 2 место на соревнованиях Гродненской области среди детей и подростков по биатлону «Снежный снайпер-2021».

Обеспеченность учреждений общего среднего образования спортивным инвентарем и оборудованием в соответствии с типовым перечнем составляет 97,8%(+0,8%).

Загрузка спортивных залов и сооружений составила 97%.

Включено в списки национальных и сборных команд Республики Беларусь в 2020 году пять Щучинских спортсменов.Передано в высшее звено подготовки пять человек.

В рамках Программы трансграничного сотрудничества «Польша-Беларусь-Украина» 2014-2020, реализуется проект «Трансграничные центры для диалога культур Польша-Беларусь-Украина». Объем привлеченных инвестиций составит более 458 тысяч евро.

Существует проблема эффективного использования физкультурно-оздоровительных объектов. Снизился общий охват объединениями по интересам физкультурно-спортивной направленности учащихся 1-11 классов с 63%до 58 %.

На содержание учреждений образования направлено 25190,5 тыс. руб.,что составляет 35,85% от общего объема бюджета района. Бюджетза 2020 год исполненна 99,48%

План по внебюджетной деятельности на 2020 год с учетом корректировки составляет 191,89 тыс.руб. Выполнение плана 100%.

Учреждениями образования предприняты должные меры по выполнению плана по сбору вторичных материальных ресурсов.

Среднемесячная заработная плата по учреждениям образования за январь-декабрь 2020 года составила 779,4 белорусских рублей темп роста по сравнению к 2019 году -112,1%, педагогических работников - 961,50 белорусских рублей темп роста по сравнению к 2019 году 113,2%.

Приобретено 2 автобуса для подвоза учащихся на сумму 240,80 тыс. руб.

Предприняты меры по вовлечению в хозяйственный оборот 12 объектов. Продано здание детского сада агр. Руткевичи.

В рамках республиканского проекта «Модернизация системы образования республики Беларусь» завершен капитальный ремонт ГУО «Средняя школа №2 г. Щучина».

На ремонтные работы по подготовке учреждений образования к новому учебному году затрачено около 300 тысяч рублей.

На укрепление кабинетов трудового обучения израсходовано около13 тысяч рублей, из них более 6 тысяч рублей спонсорские средства.


 


   С ЦЕЛЬЮ КАЧЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РАЙОНА В 2021 ГОДУ НЕОБХОДИМО ОБЕСПЕЧИТЬ:

больш падрабязна.../згарнуць

1.В системе дошкольного образования:

1.1. сохранение доступности и вариативности дошкольного образования с учетом образовательных потребностей воспитанников;

1.2. системную работу по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, профилактике травматизма детей, обеспечению безопасных условий организации образовательного процесса и пребывания детей в учреждениях дошкольного образования; 

1.3.создание специальных условий для обеспечения качества образовательного процесса с детьми с ОПФР;

1.4.непрерывное повышение профессиональной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования посредством применения вариативных методик и технологий, в том числе дистанционного обучения, с использованием разнообразных онлайн-ресурсов

1.5.оснащение предметно-развивающей среды групп, игровых площадок, обеспечивающую качественную реализацию задач учебной программы дошкольного образования;

1.6. включение в инновационную деятельность;

1.7. внедрение в образовательный.

2.В системе общего среднего образования:

2.1.высокий уровень управленческой культуры через:

повышение эффективности системы самоконтроля за организацией образовательного процесса;

создание безопасных условий пребывания детей в учреждении образования;

успешную реализацию целей устойчивого развития;

качественную реализацию районного проекта по формированию положительного имиджа учреждений образования.

2.2. качество образования через:

эффективную работу Школы по подготовке к централизованному тестированию;

совершенствование качества образования, отвечающего потребностям развития личности, общества и устойчивому развитию страны;

объективную оценку качества образования по учебным предметам в соответствии с основными требованиями к результатам учебной деятельности учащихся;

оптимальную систему профильного обучения и профессиональной подготовки;

качественную профориентационную работу с учетом потребностей региона;

оснащение предметных кабинетов учебным оборудованием, компьютерной техникой;

обеспечение необходимым спортивным инвентарем и оборудованием;

максимальное использование потенциала ресурсных центров;

социально-педагогическую поддержку субъектов образовательного процесса, оказание психологической помощи при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры;

повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования в образовательном процессе современных онлайн-сервисов и порталов, программных средств обучения;

формирование образовательной среды на основе «облачных» технологий, возможность скоростного доступа всех учреждений образования района к сети интернет через оптические волоконные линии (оптоволокно);

2.3. результативность работы с одаренными детьми через:

круглогодичную системную работу с высокомотивированными учащимися, используя потенциал районной школы «Интеллект», подготовке к республиканской олимпиаде на всех ступенях общего среднего образования;

эффективную работу районной исследовательской школы;

привлечение преподавателей УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», научных сотрудников РУНП "Гродненский зональный институт растениеводства" НАН Беларуси.

3. В системе специального образования:

повышение уровня межведомственного взаимодействия в решении вопросов выявления и учета, обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития;

доступность образования, увеличение доли учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования с «универсальной» безбарьерной средой, создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение особых образовательных потребностей лиц с ОПФР;

реализацию государственных гарантий и прав в сфере образования лиц с особенностями психофизического развития;

системную методическую работу с администрацией УО, учителями-дефектологами, учителями-предметниками и воспитателями, работающими в условиях классов (групп) интегрированного обучения и воспитания, специальных классов (групп) с использованием потенциала специСалистов ЦКРОиР, опорных учреждений по интегрированному обучению и воспитанию детей с ОПФР.

4. В воспитательной и социальной работе:

координацию деятельности руководителей учреждений образования, их заместителей, отвечающих за организацию идеологической и воспитательной работы; проведение системной работы по разъяснению государственной политики в части поддержки молодежи;

эффективную реализацию информационно-образовательного проекта «ШАГ»;

недопущение формального подхода в воспитательной и идеологической работе в учреждениях образования;

организационно-методическое сопровождение качественной подготовки к областному конкурсу воспитательных систем учреждений образования;

повышение профессиональной компетентности педагогов в области конструктивного предупреждения и разрешения конфликтов в подростковой среде, создания ситуаций успеха для обучающихся;

повышение роли педагога, выполняющего обязанности классного руководителя, в организации жизнедеятельности учреждения образования, классного коллектива;

эффективную и качественную организацию работы специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования по оказанию психолого-педагогической помощи нуждающимся в ней детям, профилактике насилия в отношении несовершеннолетних;

внедрение современных форм и методик работы с обучающимися, развитие социально-значимых инициатив и проектов;

вовлечение несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, находящихся в социально опасном положении, в организованные формы досуга;

повышение эффективности работы по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних, повышение правовой культуры обучающихся;

организацию работы, направленной на:

разработку Комплексной программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Щучинском районе на 2021–2025 годы.

качественную реализацию мероприятий, посвященных Году народного единства, районному Году семьи;

развитие ученического самоуправления, содействие накоплению учащимися опыта организационной и управленческой деятельности, самостоятельного решения разнообразных задач, развитию коммуникативных навыков, воспитанию чувства ответственности за свои действия, становлению осознанной гражданской позиции;

активизацию туристско-экскурсионной работы с обучающимися учреждений образования с учетом принципа территориальной доступности;

повышение качества работы учреждений дополнительного образования детей и молодежи, совершенствование работы учреждений образования в шестой школьный день и каникулярный период;

системную работу по повышению роли семьи   в воспитании детей, по взаимодействию семьи и учреждения, реализации проекта «Родительский университет»;

развитие физкультурно-оздоровительного движения и формирование здорового образа жизни молодежи, обеспечение максимальной загрузки бассейна, кортов и спортивных залов, в том числе в выходные дни и каникулярный период, в свободное от проведения учебных и факультативных занятий время.

5.В работе по защите прав и законных интересов детей:

безусловное исполнение законодательства в части защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

надлежащий контроль за условиями воспитания и содержания детей, воспитывающихся в детских домах семейного типа, приемных семьях, с проведением тщательного анализа исполнения родителями-воспитателями должностных обязанностей, обязанностей опекуна (попечителя) и договора об условиях воспитания и содержания детей;

эффективную и качественную организацию работы специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования по оказанию психолого-педагогической помощи нуждающимся в ней детям;

своевременность принятия мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

повысить качество работы СПЦ;

системную работу по повышению профессиональной компетенции приёмных родителей, родителей-воспитателей с использованием современных эффективных форм.

6.В работе с кадрами:

повышение образовательного и категорийного уровней педагогических работников учреждений образования;

повышение профессиональной компетентности специалистов, ответственных за ведение делопроизводства в учреждениях образования;

расширение используемых форм и методов работы с молодыми специалистами, совершенствование системы социальной поддержки;

направление на переподготовку педагогов, не имеющих образования по соответствующему профилю, на основе качественного своевременного прогноза потребности в педагогических кадрах;

совершенствование системы информационно-разъяснительной работы в трудовых коллективах по обеспечению трудовой и исполнительской дисциплины, антикоррупционного законодательства.

7. В вопросах экономики образования и укрепления материально-технической базы:

7.1.устойчивое социально-экономическое развитие системы образования района через:

выполнение целевых показателей программы «Образование и молодежная политика» на 2021 – 2025 годы;

своевременное и рациональное использование бюджетных средств;

продолжение работы по устранению имеющихся нарушений противопожарных и санитарных норм и правил;

расширение спектра платных образовательных услуг;

развитие деятельности школьных бизнес-кампаний;

выполнение всех доведенных показателей социально-экономического развития;

привлечение прямых иностранных инвестиций в рамках реализации гуманитарных проектов;

проведение плановых (не реже 2 раз в год) и внеплановых осмотров зданий и сооружений учреждений образования с целью предупреждения их аварийности;

качественную подготовку учреждений образования к началу нового учебного года, подготовку к работе в осенне-зимний период;

7.2.Системный контроль за:

качеством выполнения ремонтных и строительных работ в учреждениях образования,

выполнением мероприятий по безопасности дорожного движения и предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма;

соблюдением техники безопасности и охраны жизни и здоровья обучающихся, пожарной безопасности;

выходом в Интернет учащихся и сотрудников при организации образовательного процесса;

содержательным наполнением шестого школьного дня;

внедрением проекта «Родительский университет»;

занятостью детей, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, несовершеннолетними, признанными находящимися в социально опасном положении,детей-сирот, детей,оставшихся без попечения родителей;

организацией подвоза обучающихся в сельской местности, исключив раннюю доставку детей в учреждения образования;

максимальной загрузкой спортивных объектов, в том числе в выходные дни и каникулярный период, в свободное от проведения учебных и факультативных занятий время, оказанием услуг населению.

максимальной загрузкой бассейна и спортивных залов, в том числе в выходные дни и каникулярный период.