РусскийБеларускi
Герб РБ

© Отдел образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома

Официальный сайт
Герб Щучин

Обратите внимание


                                           

Управление

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ,  

СПОРТА И ТУРИЗМА 

ЩУЧИНСКОГО РАЙОННОГО 

ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

Янкович Ольга Анатольевна,

заведующий сектором по охране детства

(вопросы опеки и попечительства)

каб. 83

Тел. (01514) 29 6 42

 Е-mail: roo@shhuchin.edu.by

                                  Направления деятельности

  • Анализирует контингент детского населения района, ведет учет детей, которые имеют потребность в специальной помощи при обучении и трудоустройстве.
  • Рассматривает жалобы (в том числе и детей) на действия родителей, опекунов, приемных родителей, служебных лиц, которые наносят вред правам и интересам несовершеннолетних и при необходимости передает материалы в суд или прокуратуру для решения вопросов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
  • Координирует и контролирует деятельность учреждений системы образования по охране прав ребенка.
  • Инспектирует учреждения образования по вопросам охраны прав детей, обеспечивает данные учреждения нормативными документами.
  • Организует работу по поиску семьи для детей, которые остались без опеки родителей, принимает все меры для обеспечения прав детей на проживание в семье.
  • Организует мероприятия по повышению профессионального уровня специалистов СПП учреждений образования.

.

.

Сектор охраны детства руководствуется в своей деятельности законодательными актами

.

  • Сектор охраны детства имеет право и обязан защищать права и законные интересы детей во всех органах, где рассматриваются дела детей или дела их родителей, которые имеют отношение к правам и интересам ребенка.
  • Сектор охраны детства имеет право по мотивированному запросу получать сведения и данные, необходимые для выполнения своих функций
  • Государственные органы, организации должны представлять сектору по охране детства информацию по вопросам, которая входит в его компетенцию.
  • Сектор охраны детства при выполнении функции по охране прав ребенка работает в тесном контакте со всеми органами и службами, которые связаны с воспитанием, защитой прав и интересов несовершеннолетних.

.

Задачи сектора охраны детства

  • Охрана прав и интересов детей.
  • Образование детей, населения по вопросом защиты прав несовершеннолетних.
  • Жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Социально-педагогическая и психологическая помощь детям-инвалидам, детям с особенностями психо-физического развития.
  • Психолого-педагогическая помощь детям и семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
  • Осуществление представительства по защите прав и интересов детей.

.

Перечень административных процедур

.

  • О даче согласия на отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены, бывшие члены семьи собственника, признанные находящимися в социально опасном положении либо нуждающимися в государственной защите, или граждане, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности судом, либо жилого помещения, закрепленного за детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, либо жилого помещения, принадлежащего несовершеннолетним
  • О даче согласия на залог жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние либо принадлежащего несовершеннолетним
  • Выдача акта обследования условий жизни кандидата в усыновители
  • Назначение ежемесячных денежных выплат на содержание усыновленных детей
  •  Принятие решения об установлении опеки (попечительства) над совершеннолетним и назначении опекуна (попечителя)
  • Принятие решения об установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетним и назначении опекуна (попечителя)
  • Принятие решения о выдаче родителю, опекуну (попечителю) предварительного разрешения (согласия) на совершение сделок, противоречащих интересам или влекущих уменьшение имущества ребенка, подопечного
  • Принятие решения о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью
  • Принятие решения о создании детского дома семейного типа
  • Принятие решения об изменении фамилии несовершеннолетнего и собственного имени несовершеннолетнего старше 6 лет
  • Принятие решения об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация)
  • Принятие решения об освобождении опекунов, попечителей от выполнения ими своих обязанностей.

 

   

                        http://child.edu.by/                                        http://child.edu.by/main.aspx?guid=6413

 


   УСЫНОВЛЕНИЕ

Усыновление – это особый путь родительства, основанный на принятии чужого ребенка как своего, родного. В результате усыновления между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между кровными родителями и их детьми.

Если Вы хотите стать усыновителем:

подробнее.../свернуть

Шаг 1. Пройдите медицинское обследование и получите в поликлинике по месту жительства медицинскую справку о состоянии здоровья.

По месту работы получите справку о занимаемой должности и справку о заработной плате за предшествующий усыновлению год.

С паспортом и вышеуказанными документами обратитесь в отдел образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома по месту жительства с письменным заявлением о выдаче акта обследования условий жизни усыновителя (усыновителей), (далее - акт обследования).

Если Вы состоите в браке, то при обращении в отдел образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома, возьмите с собой также свидетельство о браке. Специалисты отдела образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома сделают копию свидетельства о браке и заверят ее.

Шаг 2. По направлению отдела образования, спорта и туризма Щучинский райисполкома пройдите психологическую диагностику и подготовку к усыновлению в ГУО «Щучинский районный социально-педагогический центр».

По окончании занятий Вы получите документ, в котором будут отражены результаты психологической диагностики и подготовки к усыновлению, а именно:

а) взаимоотношения в семье (супружеские взаимоотношения);

б) личные особенности;

в) родительские установки;

г) мотивы усыновления.

В результатах психологической диагностики будет указано, готовы ли Вы с психолого-педагогической точки зрения к усыновлению, либо Вам по каким-либо причинам следует отложить вопрос усыновления на более поздний срок или вовсе воздержаться от усыновления ребенка.

Пока Вы заняты прохождением психологической диагностики и подготовки к усыновлению, отдел образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома запросит у компетентных органов сведения, которые помогут с точностью определить Вашу правоспособность к усыновлению, отсутствие у Вас правовых противопоказаний к усыновлению, предусмотренных статьей 125 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Специалисты отдела образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома посетят Вас по месту жительства, изучат условия, в которых Вы проживаете, уклад жизни, традиции, взаимоотношения в Вашей семье, оценят готовность всех членов Вашей семьи удовлетворить жизненные потребности усыновляемого ребенка.

Результатом всестороннего изучения Вашей семьи и Ваших личных качеств станет заключение, отраженное в акте обследования, в котором будет указано, готовы ли Вы к выполнению обязанностей усыновителей по воспитанию и материальному содержанию ребенка (детей).

Шаг 3. Получив положительное заключение о готовности к усыновлению, приступайте к поиску кандидатуры ребенка для усыновления.

Анкетные (краткие) сведения о детях, подлежащих усыновлению, Вам предложит региональный представитель Национального центра усыновления в г. Гродно.

Допуск к Республиканскому банку данных об усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вы можете получить в Национальном центре усыновления, предъявив положительное заключение о готовности к усыновлению и документы, это подтверждающие.

Если в процессе знакомства со сведениями о детях, подлежащих усыновлению, Вас заинтересует конкретный ребенок, Вы можете познакомиться с ним, получив направление для знакомства, которое действительно 15 дней с момента выдачи. С этим направлением посетите интернатное учреждение или временную приемную семью, где находится ребенок, познакомьтесь с ним, в ходе нескольких встреч установите контакт. В беседах со специалистами, которые заботятся о ребенке в учреждении или временной приемной семье, поинтересуйтесь более подробной информацией о ребенке: узнайте, по каким причинам и как долго он не живет в родной семье; какие особые потребности имеет; какова актуальная информация о состоянии здоровья ребенка (данные последнего медицинского осмотра); где находятся его родные (братья, сестры, другие родственники, поддерживающие связь с ребенком); какие интересы имеет ребенок и какими способностями, склонностями и талантами обладает; каков его характер, личные качества и многое другое.

Шаг 4. Если Вы установили контакт с ребенком, а информация, полученная Вами в ходе встреч с ним и бесед со специалистами убеждает Вас в стремлении стать родителем этого ребенка, - сообщите о желании усыновить ребенка специалистам, выдавшим Вам направление на знакомство с ребенком.

Если Вы не готовы усыновить именно этого ребенка, - тепло попрощайтесь с ним, пожелайте ему скорее найти семью, и сообщите специалистам, что Вы намерены продолжать поиск кандидатур детей для усыновления. Отказ от усыновления одного ребенка не является препятствием для получения направления на знакомство с другим ребенком для усыновления.

Шаг 5. Приняв решение об усыновлении ребенка, обратитесь в суд с заявлением об усыновлении. Вы имеете право выбрать и обратиться в суд по месту Вашего жительства либо по месту нахождения ребенка.

К заявлению об усыновлении ребенка Вы прилагаете все собранные документы, свидетельствующие о Вашей правоспособности к усыновлению.

За рассмотрение судом заявления об усыновлении оплатите государственную пошлину.

Суд направит запрос опекуну ребенка (с просьбой о представлении документов ребенка), а также в управление (отдел) образования по месту нахождения ребенка (с просьбой о предоставлении заключения о соответствии усыновления интересам ребенка).

Если усыновляемый ребенок старше 10 лет, орган опеки и суд должны будут получить согласие ребенка на усыновление.

Судебное заседание должно быть назначено не позднее, чем в 15-дневный срок со дня подачи Вами в суд заявления об усыновлении.

Дело об усыновлении ребенка суд рассматривает с обязательным участием самого усыновителя (усыновителей), представителя управления (отдела) образования, прокурора.

В процессе судебного заседания суд детально проанализирует мотивы усыновления, Вашу правоспособность к усыновлению, готовность к воспитанию ребенка с особенной судьбой. Будьте готовы ответить на все вопросы суда.

По истечении 10 календарных дней решение суда вступит в законную силу. Копия решения суда будет выдана Вам на руки.

Шаг 6. Забрать ребенка из учреждения или временной приемной семьи Вы сможете на основании копии решения суда об усыновлении.

В отделе ЗАГС зарегистрируйте усыновление и получите новое свидетельство о рождении ребенка, где Вы и Ваш супруг будут указаны в качестве родителей.

Не забудьте зарегистрировать усыновленного ребенка по месту Вашего жительства.

После представления Вами документов, подтверждающих регистрацию ребенка по месту Вашего жительства (копия лицевого счета или справка о месте жительства и составе семьи), копии нового свидетельства о рождении ребенка, копии решения суда об усыновлении, отдел образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома оформляет личное дело усыновленного ребенка. На основании Вашего заявления и указанных выше документов отдел образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома так же решает вопрос о назначении ежемесячных денежных выплат на содержание усыновленного ребенка до достижения им 16-летнего возраста.

Отдел образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома в течение первых трех лет после усыновления контролирует условия жизни и воспитания ребенка в Вашей семье: посещает ребенка на дому, изучает условия жизни ребенка в Вашей семье, что фиксируется в акте обследования условий жизни усыновленного ребенка.


 


   ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

Опека и попечительство над детьми – широко распространенные и традиционные формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.

Несмотря на то, что опекун исполняет свои обязанности безвозмездно, он не обязан содержать ребенка, находящегося под его опекой, за счет собственных средств. На содержание подопечного ребенка опекун, попечитель получает ежемесячные денежные средства.

Опекун имеет право и обязан воспитывать ребенка, заботиться о его физическом развитии и обучении. Важно, чтобы опекун мог создать для подопечного необходимые бытовые условия, обеспечить надлежащий уход и лечение, защитить при необходимости права и законные интересы ребенка. Опекун не должен препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, если такое общение соответствует интересам ребенка. Нескольким детям может быть назначен один опекун, если их интересы не находятся в противоречии. Опекун и подопечный ребенок должны проживать совместно.

Кто может стать опекуном:

подробнее.../свернуть

Опекуном может стать совершеннолетний гражданин,

не имеющий судимости за умышленные преступления, не осуждавшийся ранее за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;

не страдающий хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, не имеющий заболеваний, препятствующих выполнению функций опекуна, попечителя;

не лишавшийся судом родительских прав;

не признававшийся судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

не отстранявшийся от обязанностей опекуна, попечителя, усыновителя за ненадлежащее выполнение возложенных обязанностей, а также тот, чьи дети не признавались нуждающимися в государственной защите.

 Психологическую помощь, поддержку, социально-педагогическое сопровождение семьи в процессе воспитания ребенка можно получить в ГУО «Щучинский районный социально-педагогический центр», а так же в отделе образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома.

Если Вы хотите стать опекуном:

1. Представьте в отдел образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома:

- заявление;

- паспорт, или иной документ удостоверяющий личность;

- автобиографию;

- одну фотографию размером 30 х 40 мм;

- медицинскую справку о состоянии Вашего здоровья, с заключением о возможности стать опекуном (попечителем), а также совместно проживающих членов Вашей семьи;

- свидетельство о заключении брака (если состоите в браке);

- письменное согласие совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с Вами;

- справку о месте жительства и составе семьи.

2. В течение 5 дней отдел образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома сделает соответствующие запросы в учреждения и организации, располагающие сведениями о Вашей правоспособности быть опекуном, попечителем. В течение 20 дней изучит уклад жизни и традиции Вашей семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценит готовность всех членов Вашей семьи удовлетворить основные жизненные потребности ребенка, и вынесет заключение, о том, можете ли Вы стать опекуном.

3. С момента принятия решения органа опеки и попечительства о назначении Вас опекуном ребенка, Вы исполняете права и обязанности опекуна, попечителя. На основании решения органа опеки и попечительства Вы сможете забрать ребенка из учреждения, в котором он находится.

Положение ребенка в Вашей семье будет изучаться и контролироваться социально-педагогической службой учреждения образования, которое будет посещать ребенок (детсад, школа), ГУО «Щучинский районный социально педагогический центр», а также специалистами отдела образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома. Помощь в вопросах воспитания ребенка, защиты его прав и законных интересов Вы сможете без промедления получить в ГУО «Щучинский районный социально педагогический центр» и отделе образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома.

На содержание подопечного опекун, попечитель получают ежемесячные денежные выплаты, ежегодный отчет об использовании которых представляет в отдел образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома.


 


   ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ

Приемная семья, детский дом семейного типа (ДДСТ) – это формы профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, временно устроенных в семьи.

Приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ – граждане, принятые на работу в отдел образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома для выполнения обязанностей по уходу, воспитанию в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, на основании срочных трудовых договоров. Приемные родители и родители-воспитатели получают заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи. В приемную семью помещается до 4 –х детей, в ДДСТ от 5-ти до 10 детей.

подробнее.../свернуть

Для детей, утративших родные семьи, помещение в приемные семьи и ДДСТ – это возможность:

реализовать свое право на воспитание в семье независимо от возраста, состояния здоровья, наличия негативного жизненного опыта, отклонений в развитии, поведении и правового статуса;

получить шанс на возвращение в родную семью: приемные родители и родители-воспитатели профессионально работают над укреплением связей детей с их родителями, помогают родителям детей восстановиться в родительских правах и растить детей в родной семье;

не утрачивать родственные связи и возможность расти и общаться с родными братьями и сестрами (детям из многодетных семей подыскивается приемная семья или ДДСТ, чтобы не разлучать братьев и сестер);

жить и воспитываться в своем городе, районе (где живут его родители), продолжать посещать тот же детский сад, школу;

общаться с биологическими родителями и близкими родственниками (бабушками, дедушками), если это не противоречит интересам детей;

успешнее социализироваться в обществе;

быть усыновленными (при наличии правового статуса);

получить своевременную защиту своих прав и законных интересов.

 Кто может стать приемным родителем, родителем-воспитателем ДДСТ

Приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:

лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;

лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка);

лиц, лишенных родительских прав;

бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;

лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;

лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;

лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

На должности приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа назначаются лица, освоившие соответствующие образовательные программы обучающих курсов дополнительного образования взрослых. Подбор приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа осуществляется органами опеки и попечительства.

Приветствуется наличие у кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели педагогического, психологического, медицинского образования, а так же положительного опыта воспитания и социализации родных и усыновленных детей. Важно, чтобы кандидат был настроен на саморазвитие, повышение профессионального уровня и родительской компетенции.

Приемными родителями, родителями воспитателями не могут быть близкие родственники детей – братья, сестры, дед, бабка, а родителем-воспитателем не могут стать граждане моложе 25 лет.

Если Вы хотите стать приемным родителем, родителем- воспитателем ДДСТ:

Шаг 1. Представьте в отдел образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома:

заявление;

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ;

свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ состоит в браке;

медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, родители воспитатели, а так же членов в семьи кандидата в приемные родители;

письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ, проживающих совместно с ним;

сведения о доходе за предшествующий год.

Шаг 2. Пройдите обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги), направленные на формирование компетенций в решении вопросов защиты прав и законных интересов детей, передаваемых на воспитание в приемную семью и ДДСТ. Эти курсы организует для Вас отдел образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома на базе ГУО «Щучинский районный социально-педагогический центр». Освоение образовательной программы обучающих курсов является обязательным условием для рассмотрения органом опеки вопроса о передаче детей на воспитание в приемную семью и ДДСТ.

Пока Вы проходите обучающие курсы, отдел образования, спорта и туризма Щучинский райисполкома запросит из компетентных органов сведения, характеризующие Вашу правоспособность быть приемными родителями, родителями-воспитателями ДДСТ (запросы направляются в управление внутренних дел, суд). Специалисты отдела образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома обследуют условия Вашей жизни, изучат личностные особенности, уклад и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценят готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей, что отразят в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели.

Шаг 3. Если Вы успешно освоили обучающие курсы, получили справку об обучении, познакомьтесь с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей. Специалист по охране детства отдела образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома расскажет Вам обо всех сторонах деятельности приемного родителя, родителя-воспитателя ДДСТ.

Шаг 4. Отдел образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома предоставит Вам, как кандидатам в приемные родители, сведения о детях, которые живут на территории района и могут быть переданы на воспитание в приемную семью. По направлению для знакомства с детьми познакомьтесь с ними, установите контакт. Познакомиться с детьми по направлению можно в том учреждении, где они находятся – в больнице, доме ребенка, детском доме, социально-педагогическом центре, школе-интернате или другом учреждении, расположенном на территории Вашего района.

Кандидатам в родители-воспитатели, имеющим жилое помещение, обеспечивающее не менее 15 квадратных метра на одного члена семьи и воспитанника, предоставляются сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в ДДСТ на территории района, и выдается направление на знакомство с ними.

Если необходимое для создания ДДСТ жилое помещение отсутствует, отдел образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома информирует кандидатов в родители-воспитатели о возможности участвовать в конкурсе на должность родителя-воспитателя, в случае наличия жилого помещения в городе (районе) для создания ДДСТ. Кандидаты в родители-воспитатели, успешно прошедшие конкурс, получают в отделе образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома направление на знакомство с детьми.

 Шаг 5. После вынесения  решения Щучинского районным исполнительным комитетом о передаче ребенка (детей) в приемную семью, создании детского дома семейного типа, отдел образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома заключает с приемным родителем и родителем-воспитателем договор об условиях воспитания и содержания детей и трудовой договор. Срок трудового договора зависит от срока, на который ребенок передается приемному родителю, родителю-воспитателю. С этого момента Вы становитесь членом трудового коллектива отдела образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома. Ознакомьтесь с должностными обязанностями, Правилами внутреннего трудового распорядка, Коллективным договором

Шаг 6. Приемная семья, ДДСТ являются объектами постоянного психолого-педагогического сопровождения со стороны работников школ и дошкольных учреждений, которые посещают дети-воспитанники семьи или ДДСТ, специалистов ГУО «Щучинский районный социально-педагогический центр», отдела образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома. Приемные родители и родители-воспитатели ДДСТ, как педработники, ведут документацию, посещают методические объединения и иные мероприятия, организуемые нанимателем для повышения компетентности и квалификации работников, совместно со специалистами составляют и реализуют План развития семьи и ДДСТ. Получить помощь по самым разным вопросам, связанным с воспитанием детей или выполнением должностных обязанностей приемный родитель, родитель-воспитатель ДДСТ может в отделе образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома, социально-педагогическом центре, в учреждении образования, которое посещают воспитанники приемной семьи, ДДСТ.


 


   ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Если Вы хотите участвовать в жизни ребенка, растущего без семьи, стать другом ребенку, который живет в детском доме или интернате – есть такая возможность!

Патронатное воспитание - форма участия граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, а также в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

подробнее.../свернуть

Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.

Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе.

Как патронатный воспитатель Вы можете:

навещать ребенка в учреждении;

принимать ребенка в своей семье в выходные дни и дни каникул;

дать возможность ребенку хоть и короткий период пожить в заботливой и понимающей семье;

поделиться с ребенком своим жизненным опытом (научить ребенка готовить, делать покупки, помочь ребенку в выборе будущей профессии и др.);

принять в семью ребенка, который временно нуждается в семье. Такому ребенку по разным причинам либо невозможно, либо пока не удается найти семью на более длительный срок. Как правило, речь идет о детях подросткового, возможно, юношеского возраста, либо о детях, имеющих особенности психофизического развития, либо о детях, временно находящихся в детских интернатных учреждениях.

 Как стать патронатным воспитателем

Шаг 1. Если Вы хотите стать патронатным воспитателем, обратитесь в отдел образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома с заявлением о выдаче заключения о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания детей, подтверждающего возможность быть патронатным воспитателем. При себе Вам необходимо иметь паспорт.

Шаг 2. Отдел образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома сделает запросы в компетентные органы (орган внутренних дел,  суд), оценит Вашу правоспособность к приему ребенка, организует и проведет обследование условий Вашей жизни, о чем составляется акт.

Шаг 3. По истечении 15 дневного срока с момента Вашего обращения в отделе образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома, получите заключение о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания ребенка. Этот документ будет подготовлен на основании сведений об условиях жизни Вашей семьи, отраженных в акте, а также данных, полученных от компетентных органов, характеризующих Вашу правоспособность к приему ребенка на патронатное воспитание.

Шаг 4. Имея заключение о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания ребенка, обратитесь к руководителю учреждения (в ближайший детский дом, приют, школу-интернат) с целью определить ребенка, который может быть передан Вам на патронатное воспитание; либо с целью укрепления контакта с уже известным Вам ребенком, сведения о котором Вы получили с помощью портала DADOMU.BY или по иным жизненным обстоятельствам (к примеру, Ваш ребенок учится в одном классе с ребенком из детдома. Дети дружат, и Вы хотите пригласить мальчика из детдома к себе на дачу в период летних каникул и т.п.).

Шаг 5. Представители учреждения (директор, воспитатель, педагог-психолог, педагог социальный), расскажут Вам о том, кто из воспитанников может быть передан на патронатное воспитание. Если Вас заинтересует информация о ребенке, познакомьтесь с ним лично, побеседуйте с ним, установите контакт. Оцените и проанализируйте всю информацию об особых потребностях ребенка. Задайте себе вопрос: сможете ли вы удовлетворять эти потребности, не будет ли это для Вас затруднительным? К примеру, ребенок имеет аллергическую реакцию на определенные продукты питания или книжную пыль. Не лишним будет узнать это и подумать, сможете ли Вы обеспечить ребенку безопасные условия пребывания.

Вы должны быть готовы к тому, что администрация учреждения может отказать Вам в знакомстве с интересующим Вас ребенком. Возможно, у ребенка есть перспектива устройства на усыновление или в опекунскую семью родственников. Вы должны понимать, что патронатное воспитание - это возможность для ребенка пожить в семье лишь короткое время, а в интересах ребенка – найти ему постоянную семью на длительный срок, поэтому, безусловно, усыновление или опека, попечительство для ребенка предпочтительнее, чем патронатное воспитание.

Шаг 6. Если Вы наладили хороший контакт с ребенком, приняли решение стать его патронатным воспитателем, - сообщите о своем решении администрации учреждения и напишите заявление о передаче Вам ребенка на патронатное воспитание.

Шаг 7. Администрация учреждения побеседует с ребенком и выяснит его мнение о возможности провести в Вашей семье выходные дни и (или) дни каникул, и если ребенок не возражает, между Вами и руководителем учреждения будет заключен договор патронатного воспитания. Договор заключается на срок до 1 года.

Теперь Вы - патронатный воспитатель и должны знать свои права и обязанности:

патронатный воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка, переданного ему на патронатное воспитание, осуществляет права и выполняет обязанности по его воспитанию, удовлетворению его жизненных потребностей в течение срока пребывания ребенка в семье и в соответствии с договором патронатного воспитания.

По согласованию с руководителем учреждения патронатный воспитатель в рамках договора патронатного воспитания создает условия для сохранения и укрепления родственных связей ребенка, реализует иные меры, направленные на его социализацию.

Патронатный воспитатель имеет право получить, а учреждение обязано предоставить:

один экземпляр договора патронатного воспитания;

копию свидетельства о рождении (документа, удостоверяющего личность) ребенка;

сведения о состоянии здоровья ребенка и рекомендациях врачей на период его пребывания в семье патронатного воспитателя.

Патронатный воспитатель обязан обеспечить сохранение известной ему информации, составляющей врачебную тайну, в отношении передаваемого ему на патронатное воспитание ребенка.

Патронатный воспитатель не имеет права препятствовать общению специалистов учреждения, органа опеки и попечительства и (или) уполномоченных им органов и организаций с ребенком, переданным ему на патронатное воспитание.

Патронатный воспитатель обязан немедленно информировать руководителя учреждения о случаях:

заболевания ребенка и травмах, полученных ребенком;

совершения ребенком административных правонарушений или преступлений;

нарушения прав и законных интересов ребенка;

самовольного ухода ребенка из семьи патронатного воспитателя.

Шаг 8. Принимая в своей семье ребенка, Вам будут компенсированы затраты на его питание, исходя из норм, установленных законодательством. Объем средств, передаваемых Вам на питание ребенка, будет отражен в приказе учреждения. Этим же приказом будут назначены работники учреждения, которым будет поручено контролировать положение ребенка в Вашей семье. Вам могут позвонить, чтобы убедиться в том, что ребенку в Вашей семье комфортно и безопасно, Вашу семью могут навестить работники учреждения, чтобы узнать, как живется у Вас ребенку. Разумеется, педагоги, работающие с ребенком, поинтересуются, как он провел время в Вашей семье и оценят, можно ли и в дальнейшем рассчитывать на Ваши услуги в качестве патронатного воспитателя.

Законным представителем переданного Вам на патронатное воспитание ребенка по-прежнему остается администрация учреждения, она участвует в воспитании ребенка, защите его прав и законных интересов, оказывает услуги по социальному, психологическому и (или) педагогическому сопровождению Вашей семьи. При возникновении любых вопросов Вы всегда можете обращаться к работникам учреждения, которые окажут Вам необходимую квалифицированную социальную и психолого-педагогическую помощь.

Плюсы патронатного воспитания:

Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребенка, у которого нет иных возможностей воспитываться в семье.

Возможность для ребенка сознательного возраста приобрести опыт жизни в семье, получить подготовку к самостоятельной жизни.

Возможность для ребенка поддерживать родственные связи, шанс вернуться в биологическую семью.

Минусы патронатного воспитания:

Ребенок от посещения семьи патронатного воспитателя может ожидать чего-то большего (например, надеяться, что патронатный воспитатель его усыновит, примет в семью навсегда). Пребывая в «подвешенном состоянии» дети совершенно особым образом ведут себя в семье патронатного воспитателя: могут «беспричинно» грустить (все радуются, что пошли в парк развлечений, а ребенок из детдома не разделяет всеобщего веселья… Это связано с тем, что над ребенком дамокловым мечом висит скорая перспектива возвращения в детдом, расставания с радушной и веселой семьей).

Ребенку болезненно возвращаться обратно в детдом после весело проведенных «семейных каникул» или «семейных выходных». После возвращения в будни детдома ребенок может тяжело переживать. Поэтому лучше организовывать патронатное воспитание для ребенка, который осознает «временность» пребывания в семье и сознательно согласен пусть на такой небольшой, но шанс побывать в семье.

Принимая ребенка в своей семье временно, взрослые от души хотят развлечь ребенка, дать сиротке то, чего он лишен в детдоме. «Выплескивание» взрослых, благотворительствующих радостью и весельем, не идет на пользу воспитанию ребенка. От такого беззаботного пребывания в семье у ребенка создается впечатление, что семья – это не взаимные обязанности, совместная и личная ответственность, постоянная взаимная забота друг о друге, труд на благо семьи, а лишь круглосуточное веселье, праздники и предпраздничная суета. Всё это затрудняет процесс социализации ребенка, укрепляя в его сознании «вывернутую» модель семьи.