РусскийБеларускi
Герб РБ

© Отдел образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома

Официальный сайт
Герб Щучин

Обратите внимание


                                           

 


   ИТОГИ РАБОТЫ ЗА 2019 ГОД И ЗАДАЧИ НА 2020 ГОД

подробнее.../свернуть

Основные усилия отдела образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома в 2019 году были направлены на обеспечение качественного доступного образования, создание безопасных условий пребывания детей в учреждениях образования, максимальную полезную занятость несовершеннолетних, подготовку и проведение мероприятий, посвящённых Году малой родины.

На территории Щучинского района проживает 6400 несовершеннолетних до 18 лет, что на 186 детей меньше в сравнении с прошлым годом.

Предпринятые меры по повышению эффективности системы дошкольного образования позволили в целом успешно решать поставленные в 2019 году задачи. Обеспечивается доступность и улучшается качество дошкольного образования.

Проведены мероприятия по оптимизации сети: в связи с введением в эксплуатацию нового детского сада на 170 мест с 1 сентября 2019 г закрыта семейная группа, которая была расположена на базе ГУО “Щучинский государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей”. Норматив обеспеченности местами детей раннего и дошкольного возраста за 2019 год составляет 91,6%. Процент охвата детей от 3 до 6 лет составляет 93,4%, 100% детей 5 - летнего возраста охвачены подготовкой к школе.

Ежегодно увеличивается количество детей, охваченных новыми формами дошкольного образования на платной основе, с 606 (40,5%) до 618(48,7%)

Доступности учреждений дошкольного образования способствует организация подвоза 86 детей дошкольного возраста из отдаленных населенных пунктов.

Приняты эффективные меры по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности воспитанников, что позволило исключить случаи детского травматизма.

Проведена целенаправленная работа по повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования. Особое внимание уделялось профильности образования работников учреждений дошкольного образования. Доля педагогических работников, имеющих образование по направлению “Педагогика детства”, составляет 71,9% (обл-54,3%), в том числе доля воспитателей дошкольного образования, имеющих образование по направлению “Педагогика детства“, составляет 92,7% (обл.74,6%).

На 3 педагога увеличилось количество педагогов с высшей квалификационной категорией в сравнении с 2018 годом. В результате высшее образование имеют 51% педагогических работников учреждений дошкольного образования (2018-50%).

Повышению профессиональной компетенции педагогов учреждений дошкольного образования способствовало участие в районном и областном конкурсах и фестивалях педагогического мастерства. Победителями областного этапа республиканского конкурса “Я-исследователь” стали педагоги и воспитанник ГУО “Ясли-сад № 5 г. Щучина”.

Обеспечено качественное взаимодействие и координация усилий заинтересованных служб по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, совершенствованию профилактической и оздоровительной работы с детьми с ослабленным здоровьем. Пропущено по болезни одним ребенком 3,7 дня, что на 0, 4 дня ниже показателя 2018 года. Уменьшилось количество пропущенных дней по бытовым причинам в сравнении с 2018 годом с 102,24 до 100,56 дней.

Проведены мероприятия по контролю за организацией питания: все учреждения дошкольного образования обеспечены компьютерной программой для составления ежедневного меню, анализа выполнения норм питания, системой видеонаблюдения на центральных входах и пищеблоках.

Вместе с тем, не удалось улучшить показатель по количеству педагогов с первой квалификационной категорией: данный показатель составляет 48%, что на 2% ниже 2018 года. Остается ниже областного показатель по количеству педагогов дошкольного образования с высшим образованием, он составляет 51,4% (обл. 62,4%).

Ниже областного показатель обеспеченности учреждений дошкольного образования надворным оборудованием и составляет 73,6% (обл.- 79,9%).

Актуальна проблема дефицита педагогов-психологов в учреждениях дошкольного образования.

Не удалось включиться в инновационные проекты.

Обеспечивается комплексный подход в повышении качества общего среднего образования.

В десяти учреждениях общего среднего образования удовлетворены запросы 298 (+48) учащихся на изучение предметов на повышенном уровне, что составляет 60,5% (+11,8%) от общего количества учащихся Х-ХІ классов. Продолжена работа по формированию сети аграрных и педагогических классов. Функционирует 7 классов (групп) аграрной направленности с охватом 53 учащихся (X класс - 16 учащихся, XI класс - 37 учащихся) и 7 классов (групп) педагогической направленности с охватом 64 учащихся (X класс - 39 учащихся, XI класс- 25 учащихся).

Вектор на востребованные в регионе профессии является приоритетным в системе профориентационной работы района, которая имеет свои уникальные особенности.

В 2019/2020 учебном году на базе УО “Щучинский ГСПЛ” организована профессиональная подготовка по специальности “слесарь по ремонту автомобилей” 1 разряда для 17 обучающихся Х классов из учреждений общего среднего образования Щучинского района. Продолжена профессиональная подготовка 15 обучающихся ХI классов по данной специальности на базе УО “Щучинский ГСПЛ”.

На базе районного ресурсного центра по трудовому обучению ГУО "СШ №3 г.Щучина" организовано обучение девушек по специальности "Швея": на базе X классов обучается -- 9 девушек, XI классов - 14 девушек.

Результатом профориентационной работы стал уникальный совместный проект отдела и ОАО «Праймилк», который позволил 72 учащимся 10 классов школ г.Щучина работать и обучаться на производстве, утвердиться в своих профессиональных намерениях и в дальнейшем вернуться в район.

Анализ результатов выпускных экзаменов свидетельствует об усвоении программы за курс базовой и средней школы в соответствии с требованиями и образовательными стандартами по учебным предметам, объективности оценивания учащихся.

Сохраняется тенденция увеличения количества учащихся, сдавших экзамен на высоком и достаточном уровнях, а также незначительного расхождения итогов экзамена и итогов года: на высоком уровне +3,7%, достаточном–2,26%, среднем уровне -1,69%. На удовлетворительном уровне итоги экзаменов практически соответствуют итогам года: расхождение составило 0,19%.

Стабильно количество учащихся, получивших свидетельство с отличием, что составляет 10,3 % от общего числа учащихся IX классов.Уменьшилось количество выпускников, награжденных медалями, на 3,86%.

Обеспечен должный уровень знаний учащихся в профильных группах с повышенным уровнем изучения предметов.

56% учащихся школ района поступили в высшие учебные заведения и более 67% на бюджет. 15,8% учащихся 9-х классов поступили в учреждения профессионально-технического обучения.

Продолжалась системная работа с одаренными детьми. Олимпиадным движением охвачены все ступени общего среднего образования. Решена задача по привлечению преподавателей УО “Гродненский государственный университет имени Янки Купалы”. В 2019 году завоеваны на областном этапе первые места по трудовому обучению и истории и второе место по немецкому языку.

На заключительном этапе республиканской олимпиады завоеван один диплом 2 степени по истории Розмыслом Егором учащимся из ГУО «УПК Каменский д/с-СШ». Дипломом 2 степени награжден Лобач Михаил, воспитанник ГУО «Щучинский ЦТТ», на международном конкурсе научно-технического творчества учащихся Союзного государства «Таланты ХХІ века» 2019 года.

Сложилась система работы клубов интеллектуальных игр во всех школах района. Наиболее успешно работают клубы СШ №1 г.Щучина, СШ №2 г.Щучина, Остринской СШ, Василишковской СШ Новодворского д/с-СШ, Головичпольского д/с-СШ,.

Клуб юных инспекторов дорожного движения ГУО «СШ №1 г.Щучина» под руководством Виктора Ивановича Лештаева стал брендом Средней школы №1 г.Щучина. Ежегодно воспитанники клуба становятся лучшими на областных соревнованиях.

Впервые в этом году дошкольники приняли участие в районной научно-практической конференции.

Созданы равные условий для получения качественного общего среднего образования во всех видах учреждений общего среднего образования. Средний балл по итогам года составил 7.44, что выше показателя 2017/2018 учебного года почти на 1 балл. Республиканские контрольные работы подтвердили объективность оценивания учащихся.

Реализация регионального проекта «Формирование положительного имиджа учреждений образования» в Год малой родины позволила учреждениям образования определить свой путь развития, который стал для них приоритетным.

Областной ресурсный центр по устойчивому развитию ГУО «Гимназия г.Щучина» на протяжении десяти лет пропагандирует идеи устойчивого развития и в итоге стал центром образовательных услуг не только для своих учеников и педагогов, но и трансфера дополнительных научных знаний и компетенций для каждого жителя и всего Щучинского региона в целом.

Однако предпринимаемые меры не позволили добиться положительной динамики по количеству завоеванных мест на областном этапе республиканской олимпиады (6 мест, -2 к прошлому году).

Нерезультативно на заключительном этапе выступила ГУО «Гимназия г.Щучина».

Анализ экзаменов за курс базовой школы показал увеличение на 3,14% показателя удовлетворительного уровня на 2 ступени общего среднего образования, процент учащихся данного уровня соответствует итогам года. Наибольшее превышение процента учащихся, сдавших экзамен на высоком уровне, над итогами года отмечается в ГУО «Гимназия г.Щучина» - 6,6%, ГУО «СШ №1 г.Щучина» - 9,8%.

По русскому языку на 3 ступени общего среднего образования разница итогов года и экзамена высокого уровня составила более 10% в ГУО «Гимназия г. Щучина» - 24.24%, ГУО «СШ №1 г. Щучина» - 11.11%.

Наибольшее количество учащихся, предъявивших знания на удовлетворительном уровне на 3 ступени общего среднего образования. отмечается по Истории Беларуси и составляет 10,45%. Данный процент определяют два учреждения ГУО «СШ №3 г.Щучина» и ГУО «Остринская СШ», в которых процент учащихся удовлетворительного уровня по истории Беларуси составляет 34,78%и 28, 57% соответственно.

Вырос процент «недоработавших» учащихся на протяжении трех лет в 7 учреждениях образования.

Нерезультативно выступление команды района на областной научно-практической конференции «Альфа». Снизилось до 2 количество предметов централизованного тестирования, по которым результат выше областного.

В районном банке данных состояло на учете 764 (-9) ребенка с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР). Охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью составил 100%. Достигнуто увеличение показателя эффективности коррекционно-педагогической работы до 60,2% (+4,3%) и на 2,4% областного показателя. В сравнении с предыдущим учебным годом наблюдается положительная динамика в обучении детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания. По результатам коррекционно-педагогической работы в ПКПП исправили речевое нарушение 265 (60,2%) обучающихся (+4,3%): из них 163 (52%) детей дошкольного возраста, 102 (48%) - школьного возраста.

В районе функционируют опорные учреждения образованияпо интегрированному обучению и воспитанию на уровне дошкольного и общего среднего образования ( ГУО “Ясли-сад №7 г.Щучина”, ГУО “СШ №2 г.Щучина”).

С целью методического сопровождения процесса обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в 2018/2019 учебном году продолжена работа Ресурсного центра на базе ГУО “Щучинский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации” (далее - ЦКРОиР) по методическому сопровождению процесса обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью, в условиях учреждения образования и семьи.

Обеспечено 100% поступление выпускников классов интегрированного обучения и воспитания, обучающихся по программе I отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы - интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью в выбранные учреждения образования.

По итогам 2018/2019 учебного года эффективность оказания помощи детям, обучающимся по образовательным программам специального образования, составляет 32,0% (-0,7%)

Остается низким показатель создания универсальной безбарьерной среды в учреждениях общего среднего и дошкольного образования и составляет 12%. Не во всех учреждениях образования создана адаптивная безбарьерная среда, показатель составляет 48,5%.

Решены основные задачи информатизации системы образования района. В 2019 году обновлено 6 классов новой компьютерной техникой. Повысился процент кабинетов, в которых оснащено рабочее место учителя. 4 учреждения образования используют в образовательном процессе мультиборды. Продолжилась работа по использованию сервиса «Электронный журнал»/»Электронный дневник».

Нерезультативно в 2019 году участие района в областном конкурсе “Компьютер. Образование. Интернет”.Недостаточно автоматизировано рабочее место учащегося в предметных кабинетах.

Сложилась стабильно функционирующая система идеологической и воспитательной работы.

Обеспечивалось выполнение Комплексной программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Гродненской области на 2016–2020 годы, соответствующей районной программы, а также программам воспитания учреждений образования. Совершенствовалась система патриотического воспитания как главная составляющая воспитательного процесса через мероприятия, посвященные Году малой родины, II Европейским играм, учитывалась важность юбилейных дат: 75-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков, 75-летия образования Гродненской области, 100-летия образования БССР, 25-летия Конституции Республики Беларусь.

Организуя жизнедеятельность учащихся по направлениям программ воспитания учреждения образования сделали акцент на изучение истории и культуры родного края, воспитание патриотизма, гражданственности, развитие способностей учащихся через традиционные формы работы и внедрение новых форм.   На достаточном уровне реализуется ключевая идея проекта единого дня информирования учащихся «Школа активного гражданина» — сформировать у молодых людей критическое мышление, аналитические способности, коммуникативные навыки.

В Год малой родины учреждения образования района продолжают участвовать в   республиканской экологической кампании «Обустроим малую родину». Педагогами созданы условия для проявления школьниками созидательной инициативы по благоустройству. Под лозунгом «Обустроим малую родину» организуются акции и мероприятия: «Помоги природе делом», «Чистый берег», «Чистый водоем», «Украсим Беларусь цветами», «Молодежь в действии : Вместе обустроим «Космодром». Экологи района внесли свой вклад в дело сохранения и приумножения лесных богатств - в рамках республиканской акции «Неделя леса-2019» посажено 27,7 (+6,3) га леса, убрано 57,5 га (+11,1) лесного массива.  

Обеспечено вовлечение молодежи в социальную практику через работу детских общественных объединений. Охват детскими и молодежными общественными организациями составляет 90% (+5%)(ОО «БРПО» - 96%(+8%), ОО «БРСМ» - 72%(-10%)).

Реализовано 30 детских и молодежных инициатив. По итогам трудовой акции «Наш пионерский труд тебе, Отчизна!»сдано 5 254 кгмакулатуры и заработано 389 бел. руб.Лучшей пионерской дружиной по итогам трудовой акции «Наш пионерский труд тебе, Отчизна!» стала пионерская дружина имени П. Морозова ГУО «УПК Первомайский детский сад-средняя школа».

Активизирована работа по содействию развития молодёжного парламентаризма, повышению качества работы волонтерских и тимуровских отрядов.

Члены Молодёжного парламента реализовали социально значимые проекты "Поколение. ВY", "Думай глобально - действуй локально" и проект "Детская улыбка". Молодежный парламент активно включился в проведение районной акции “Молодежь в действии: вместе обустроим Космодром». Реализованный проект по обустройству отрядного места в детском оздоровительном лагере «Космодром» занял 2 место в областном этапе республиканского конкурса экологических проектов «Зеленая школа» (май, 2019).

В учреждениях общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи Щучинского района работает 54 волонтерских отряда с охватом 568 учащихся, функционирует 40 тимуровских отрядов, в которых задействовано 1081 учащихся, сформировано 58 разновозрастных отрядов, объединивших 486 учащихся. Всего деятельностью по оказанию помощи пожилым людям охвачено 3135 школьников( 2018-2092).

Волонтёрский отряд «Продвижение» ГУО «Остринская средняя школа им. А.С.Пашкевич (Тётки)» - победитель областного этапа республиканского конкурса «Волонтёр-2018» в номинации «Лучший волонтёрский отряд среди учащейся молодежи», стал в 2019 году победителем этого конкурса в номинации “Лучшая волонтерская группа в социальной сети”. Волонтёрский проект «Войди в каждый дом» стал победителем в конкурсе инициатив «Расширение участия гражданского общества в принятии решений по вопросам социальной интеграции Беларуси». Проект реализуется Белорусским обществом Красного Креста при финансовой поддержке Европейского союза.

Волонтерами и тимуровцами района   реализуется 19 проектов: «ВелоЩучин: на пути к устойчивому развитию», «Доброе сердце – добрые дела», «Забота», «Агентство добрых сердец», «KREATIV», «Зеленая школа», «Рука помощи», «Мы вместе», «Па алеі ў мінулае» и другие.

В рамках празднования 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в учреждениях образования организовано проведение мероприятий героико- и военно-патриотической направленности, ведется работа по оказанию помощи ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла и семьям погибших военнослужащих (акции «Дом без одиночества», «Доброе сердце – ветеранам», «Спешите делать добро», «Ветеран живет рядом» и др.). Школьники приняли активное участие в волонтерской экспедиции "Дорогою добра", организованной районным ресурсным центром волонтерского движения созданном в прошедшем учебном году на базе ГУО "Остринская средняя школа имени А.С.Пашкевич". Активно включились школьники в патриотическую акцию «Беларусь помнит». Изготовлено и передано на хранение в музей боевой славы «Полотно памяти», на котором вышиты имена и фамилии партизан, освобождавших Щучинский район.

Дан старт двухгодичному исследовательско-поисковому проекту «Это надо не мёртвым, это надо живым» по установлению имён и судеб воинов и партизан, погибших в годы Великой Отечественной войны на территории Щучинского района и похороненных в братской могиле.

По итогам участия в республиканских конкурсах краеведческой направленности ГУО “Щучинский РЦТиК” отмечен благодарностью УО “Республиканский центр экологии и краеведения” за значительный вклад в развитие туристско-краеведческого движения, приобщение детей и учащейся молодежи к изучению исторического и культурного наследия страны

В ГУО “Щучинский Дворец творчества детей и молодёжи” открыт музей истории Щучинщины. В ГУО «Остринская СШ» открыта масштабная экспозиция по развитию образования в Остринском регионе. Обновлены экспозиции в историческом музее ГУО «УПК Рожанковский д/с-СШ».

В районе организована работа 17 музеев, 5 музейные комнаты, 1 экспозиция. Экскурсоводами музеев учреждений образования проведено 636 экскурсий для 11063 посетителей (в том числе 213 для иностранцев). Учащиеся и педагоги ГУО “Гимназия г.Щучина” по итогам областной туристско-экскурсионной акции «Прикоснись к истории” заняли 2 место.

Правоохранительным движением в учреждениях образования охвачено 569 школьников в составе 52 отрядов. В учреждениях общего среднего образования обеспечена работа 15 антинаркотических отрядов с охватом 177 учащихся.

Существующая в районе система дополнительного образования охватывает 83% (+2%) учащихся. Прогнозные показатели подпрограммы «Развитие системы дополнительного образования детей и молодежи» государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы перевыполнены на 2%. Открыто 33 новых объединения по интересам.

ГУО “Щучинский ДТДиМ” занял 1 место в областном конкурсе на лучшую организацию работы многопрофильных учреждений дополнительного образования детей и молодежи Гродненской области.

На областном этапе республиканского смотра-конкурса детского творчества «Здравствуй, мир!» району удалось удержать позицию одной из лучших концертных программ. 5 коллективов района стали лауреатами областного конкурса. 5 призовых мест заняли 3 объединения по интересам ГУО “Щучинский ДТДиМ” в финале республиканского этапа смотра-конкурса.

Сформирована региональная и школьные модели воспитательной деятельности в шестой школьный день. В сравнении с прошлым периодом стабилен процент посещаемости   (78%) и процент занятости в шестой школьный день(76%).

Предприняты меры по организации педагогического всеобуча для родителей. Дифференцированными формами обучения охвачено более 6000 родителей, организована работа 26 семейных клубов, 91 лекторий. Продолжена практика проведения открытого диалога с родителями на районном уровне в День семьи.

Плановые задания по оздоровлению выполнены на 101 %. Охват оздоровлением составил 54 % от общего числа учащихся в районе. Улучшилось качество разработки и внедрения моделей воспитательной работы в оздоровительном лагере “Космодром”. Материалы детского оздоровительного лагеря “Космодром” отмечены дипломом 3 степени главного управления образования Гродненского облисполкома.

В областном и республиканском этапах ХVIII Республиканской выставки научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи, посвященная Году малой родины успешно представлен   опыт работы по формированию гражданской активности и социальной ответственности учащихся педагогами ГУО “Щучинский ДТДиМ”, ГУО “Остринская СШ”, ГУО “УПК Головичпольский д/с-СШ”.

Вместе с тем, проводимая работа по профилактике преступлений и правонарушений не позволила избежать по итогам года роста количества преступлений, совершаемых школьниками. 6 лицами совершено 6 преступлений (2018-0). Удельный вес подростковой преступности в районе по отношению к общей по оконченным уголовным делам по состоянию на 01.01.2020 составил 4,8% (1,1%), при среднеобластном – 2,2%.

Рост преступности отмечен в ГУО «Остринская СШ» (+3), ГУО «УПК Новодворский д/с-СШ» (+4), ГУО «УПК Каменский д/с-СШ» (+1), ГУО «СШ №1 г.Щучина»(+1). Количество участников преступлений выросло в указанных учреждениях образования (+6).

По-прежнему задачи организации занятости учащихся, в том числе в летний период, решались некачественно. Имелись недоработки в части взаимодействия учреждений общего среднего и дополнительного образования, организации работы по месту жительства, обеспечения занятости несовершеннолетних, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, признанными находящимися в социально опасном положении.

Остается проблемой для ряда учреждений образования привлечение родительской общественности в организацию шестого школьного дня.

Недостаточна работа по пропаганде позитивного опыта семейного воспитания.

Не оперативно обновление информационных ресурсов учреждений образования. Недостаточен процент охвата школьников факультативными занятиями воспитательной направленности (27%). Снизилась результативность участия учреждений общего среднего образования в творческих конкурсах.

Допущено снижение показателя охвата учащихся экскурсионной деятельностью с 463% 314%. Уменьшилось число проводимых экскурсий и туристических путешествий с 769 до 661.

Проблемными остаются вопросы безопасного поведения детей и подростков. Сотрудниками ИДН Щучинского РОВД выявлено 34 факта распития или появления школьников в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, в состоянии,вызванном потреблением токсических веществ( 2018-18).

По результатам пересмотра решений о признании детей находящимися в социально опасном положении, в связи с вступлением постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 вдвое сократилось число детей, признанных находящимися в социально опасном положении (на 01.01.2020г. – 66 детей из 33 семей  , 01.01.2019 г. – 141 ребёнок из 71 семьи ). 

На 4 процента повысился процент детей, признанных находящимися в социально опасном положении в возрасте от 0 до 3 лет, и составляет 24% от общего количества детей, признанных находящимися в социально опасном положении.

Уменьшилось количество детей, признаваемых нуждающимися в государственной защите с 8 детей у 11 родителей за 2018 год до 3 детей у 4 родителей за 2019 год. 

По итогам 2019 г. уменьшилось количество вновь выявленных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей с 17 детей до 11 детей. Сохраняется тенденция сокращения социального сиротства. Количество детей, в отношении которых родители лишены родительских прав, уменьшилось с 11 детей  до 3 детей. 

Имеются факты несвоевременного признания детей, находящимися в социально опасном положении, нуждающимися в государственной защите ГУО “УПК Рожанковский д/с-СШ”, ГУО “СШ №2 г. Щучина”, ГУО “СШ №3 г. Щучина”, ГУО “Ясли/сад №5 г.Щучина”, ГУО “Ясли/сад №7 г.Щучина”, ГУО “УПК Скрибовский д/с-СШ”, ГУО “УПК Головичпольский д/с-СШ”, ГУО “СШ №1 г.Щучина”, ГУО «Остринская СШ им. А.Пашкевич (Тётки)», ГУО «Ясли-сад г.п.Острино».

Несмотря на принимаемые меры по обеспечению права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на жизнь и воспитание в семье, снизился процент их устройства в замещающие семьи с 76,5% до 45,5%. Необходимо отметить, что 6 детей, направленные в Дом ребёнка, – это дети в возрасте от 0 до 3 лет (3 детей – новорожденные, 2 детей – по медицинским показателям). 

На 01.01.20 г. в районе функционирует 24 приемных семей, в которых воспитывается 34 ребёнка, два детских дома семейного типа (г.п.Острино) – 13 детей, 40 опекунские семьи, в которых воспитывается 47 детей (01.01.2019 г. - 26 приемных семей - 41 ребёнка, два детских дома семейного типа (г.п.Острино) – 17 детей, 44 опекунские семьи - 51 детей). Сокращение количества приёмных семей связано с исполнением воспитанникам 18 лет, а также поступлением в учреждения среднего специального, профессионально-технического, высшего образования. По этой причине наблюдается ежегодное снижение наполняемости приёмных семей. На 01.01.2020г. он составляет 1,4 ребёнка на приёмную семью (2019 г. - 1,6, 2018 г. – 1,9).

В работе по развитию и улучшению состояния физического воспитания и спорта учащихся в 2019 году отделом образования, спорта и туризма, учреждениями общего среднего образования достигнута положительная динамика по ряду показателей.

В 2019 году за счет средств районного бюджета, внебюджетных и спонсорских средств приобретен спортивный инвентарь и оборудование на сумму более 105 тысяч рублей. Увеличен показатель обеспеченности учреждений общего среднего образования спортивным инвентарем и оборудованием с 88,5 до 97,5 процентов. Обеспеченность лыжным инвентарем составляет 100%. Процент обеспеченности спортивным инвентарем У «ДЮСШ г.Щучина» увеличился с 88,4 до 114 процентов в соответствии с типовым перечнем.

Проведены работы по асфальтированию беговой дорожки ГУО “СШ№3 г.Щучина”,беговой дорожки и баскетбольной площадки ГУО “СШ №2 г.Щучина”,асфальтирование беговой дорожки и установка современных окон в спортивном зале ГУО“УПК Рожанковский д/с-СШ”, выполнены работы по полной рекультивации футбольных полей всех городских школ. Отремонтированы спортивные залы, раздевалки и душевые ГУО «Гимназия г.Щучина» и ГУО “СШ №2 г.Щучина”. Завершен ремонт стрелкового тира ГУО “СШ №1 г.Щучина”.

Закуплены комплексы уличных антивандальных тренажеров и воркаута для последующей установки на спортивном ядре ГУО “СШ№1 г.Щучина”.

В рамках проекта трансграничного сотрудничества ведется реконструкция здания и прилегающей территории городского стадиона “Олимп”, строительные работы будут завершены к 1 марта 2020 года.

Количество занимающихся в объединениях по интересам, кружках спортивной направленности составило 47%. В учреждениях общего среднего образования охвачено 16% (594 учащихся), учреждениях дополнительного образования и физкультурно-спортивном клубе – 10,3% (388), учреждении «ДЮСШ г.Щучина» и филиале «Василишки» Гродненской межрайонной СДЮШОР профсоюзов «Юность» – 14,7% (554), в факультативах спортивной направленности - 6% (209 учащихся).

Общий процент учащихся, занимающихся физкультурой и спортом, в шестой день недели составил 17% (659 учащихся). В шестой день недели работало 15 объединений по интересам физкультурно-спортивного направления.

Результативны соревнования по видам спорта: легкая атлетика, гандбол (юноши и девушки), футбол (девушки), настольный теннис, “Золотая шайба”, “Кожаный мяч”. В составе сборных команд области 7 учащихся района принимали участие в республиканской спартакиаде школьников (в 2018 году - 4 участника). В общем зачете по спортивно-массовым видам район занял 2 место в области, в областной спартакиаде школьников также 2 место.

Результаты медицинского осмотра школьников показали, что в районе увеличилось количество детей, относящихся к 1-ой группе здоровья до 31,0% (+ 0,9%), уменьшилось количество школьников, относящихся к 2-ой группе здоровья до 55,0% (- 2,7%).

Положительным является увеличение высокого показателя физического развития школьников на 0,03% в сравнении с 2018 годом, показателя физического развития выше среднего на 2,07%, а также показателя физического развития ниже среднего на 0,77%.

Для учащихся, относящихся к специальной медицинской группе, в учреждениях образования района с 1 сентября 2019 года организованы учебные занятия в 24 учебных группах. В 9 учреждениях образования открыты специальные медицинские группы по предмету физическая культура и здоровье, в которых занимаются учащиеся с диагнозом сколиоз.

Проведенные профилактические мероприятия способствовали снижению заболеваний органов дыхания – 73 учащихся 1,93% (- 1,2%). Снизилось количество учащихся, имеющих заболевания желудочно-кишечного тракта - 77 школьников 2,03% (- 0,04%), сердечно-сосудистой системы - 139 учащихся 3,67% (- 0,93%), мочевыделительной системы - 67 учащихся 1,77% (- 0,22%).

Индекс здоровья школьников в районе повысился до 47 (+ 2,3).

Вместе с тем, выявлены следующие проблемы.

Увеличился процент школьников 3-ей (+ 1,1%) и 4-ой группы здоровья (+ 0,8%). Уменьшилось количество школьников, относящихся к основной группе по предмету физическая культура, - 76,6% (- 3,2%). Начиная с 6 класса, резко уменьшается количество учащихся с 1 группой здоровья во всех городских учреждениях образования.

По-прежнему в структуре заболеваний самой высокой патологией среди учащихся школ является патология органов зрения – 922 учащихся 24,38% (+ 2,71%). Увеличение болезней костно-мышечной системы связано с низкой двигательной активностью. Значительно увеличилось количество детей со сколиозом с 3,26% до 4,23% (+ 0,97%).

Увеличилось количество травм, полученных детьми при организации образовательного процесса. Всего в 2019 году зафиксировано в учреждениях общего среднего образования 4 (+2) факта травмирования учащихся, которые имели место в ГУО «Гимназия г. Щучина», ГУО «Средняя школа №1 г. Щучина», ГУО "Средняя школа №2 г.Щучина", ГУО «Средняя школа № 3 г.Щучина».

Для повышения профессионального уровня 824педагогов в районе действует мобильная система методической работы с педагогическими кадрами, которая позволяет педагогическому работнику выбрать индивидуальную траекторию личностно-профессионального развития.

Высшее образование имеет 81 % педагогов.

Работа по переподготовке кадров организовывалась, исходя из потребности учреждений образования в специалистах тех или иных специальностей. В 2019 году по программам переподготовки обучались 4 педагога («Дошкольное образование» – 2, «Интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании» – 1, «Педагогика дополнительного образования детей и молодёжи» – 1).

Анализ кадрового состава школ позволяет говорить о сбалансированности в подборе специалистов разного возрастного уровня и стажа работы, что даёт возможность активизировать процесс преемственности педагогического опыта.

В районе преобладает процент опытных педагогов и составляет 73%. Процент педагогов с высшей категорией увеличился с 23 % до 24 %, при этом с первой категорией остался неизменным 47 %. 98% педагогических работников работают согласно специальности и квалификации.

В 2019 году лучший педагогический опыт и опыт работы учреждений образования района был представлен на областных семинарах для учителей, выполняющих функции классного руководителя (ГУО “Гимназия г.Щучина”), специалистов, методистов РУМК, курирующих воспитательную работу, приёмных родителей, представителей учреждений общего среднего образования, завершающих реализацию инновационного проекта “Внедрение модели формирования гражданской идентичности обучающихся в учреждении образования” (ГУО “Остринская СШ имени А.С.Пашкевич (Тётки)”).  

Традиционно педагогический актив района принимает участие в образовательных мероприятиях, проводимых ГУО “Гродненский областной институт развития образования”, ГУО “Академия последипломного образования”. В 2019 году команда молодых педагогов признана лучшей на республиканском фестивале педагогических идей “Призвание – педагог”. Опыт учителей начальных классов ГУО “Гимназия г.Щучина” представлен на областном фестивале педагогического мастерства «Начальная школа: опыт, открытия, творчество».

Учитель начальных классов ГУО “Василишковская СШ” Ханько С.А., учитель математики ГУО “Гимназия г.Щучина” Кахнович Г.Э. транслировали опыт работы на IX Республиканском рождественском фестивале педагогического мастерства “Педагогические технологии – современно, эффективно, результативно”.

План повышения квалификации руководящих работников и специалистов образования за 2019 год выполнен на 100,8% (ГрОИРО) и 100% (АПО).

В 2019 году были востребованы услуги 3-х районных ресурсных центров (ГУО «Гимназия г.Щучина», ГУО «СШ №3 г.Щучина», ГУО «Щучинский ЦКРОиР») и 2-х областных ресурсных центров системы образования Гродненской области, эффективно функционирующих на базе ГУО «Гимназия г.Щучина», ГУО «Василишковская СШ».

В 2019 году ГУО “Остринская СШ имени А.С.Пашкевич (Тётки)” завершили реализацию инновационного проекта, 2 учреждения образования (ГУО “Гимназия г.Щучина”, ГУО “УПК Рожанковский д/с-СШ”) продолжили инновационную деятельность, 3 учреждения образования (ГУО “СШ №1 г.Щучина”, ГУО “СШ №3 г.Щучина”, ГУО “Желудокская СШ имени В.Врублевского”) начали реализацию инновационных проектов.

Вместе с тем, система методической работы требует переформатирования. Не внедрены современные активные формы работы с педагогами, на недостаточном уровне используются информационные технологии, работают аттестационные комиссии.

По-прежнему, отмечается низкая активность педагогов по освещению материалов из опыта работы в средствах массовой информации. Администрации учреждений образования необходимо усилить контроль за методической составляющей урока, использованием современных форм и технологий обучения, продолжить работу по поиску и развитию своих уникальных традиций.

На содержание учреждений образования и спорта, укрепление их материально-технической базы в 2019 году затрачено более 24 млн. рублей. Бюджет исполнен на 97,07% %.

Выполнены все государственные социальные стандарты в сфере образования и спорта, абсолютное большинство целевых показателей Государственных программ «Образование и молодёжная политика», «Развитие физической культуры и спорта», доведённых показателей социально-экономического развития.

Приобретен автобус для подвоза учащихся - 68 500 руб. Обновлена мебель (50 ученических парт, 390 столов ученических и 50 обеденных, 280 стульев) на сумму 52 852,22 руб, технологическое оборудование в учреждениях общего среднего и дошкольного образования.

На пищеблоках 28 (100%) учреждений образования установлены системы видеонаблюдения.

Закуплено 6 компьютерных классов за счет средств районного бюджета – 45 880,92 рублей. За счет республиканского бюджета в учреждения образования поступило 2 кабинета химии, 3 кабинета физики, займа Банка развития и реконструкции – кабинеты физики, химии, биологии в ГУО «Средняя школа №3 г.Щучина».

С целью обеспечения безопасных условий пребывания детей в 100% учреждениях общего среднего образования установлены тревожные кнопки.

Предприняты меры по выполнению параметров социально-экономического развития. Программа внебюджетной деятельности выполнена на 100%. Перевыполнены планы сдачи вторичных материальных ресурсов. Средняя заработная плата за 2019 год составила 693,5 бел. руб. (план – 675,5 бел.руб), в том числе педагогов – 858,4 бел. руб.

Абсолютное большинство учреждений не используют для укрепления материально-технической базы возможности международной технической помощи.


 


   С ЦЕЛЬЮ КАЧЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РАЙОНА В 2020 ГОДУ НЕОБХОДИМО ОБЕСПЕЧИТЬ:

подробнее.../свернуть

1.В системе дошкольного образования:

1.1. сохранение доступности и вариативности дошкольного образования для воспитанников раннего и дошкольного возраста;

  1.2. совершенствование качества образовательного процесса через:

внедрение в педагогическую практику учреждений дошкольного образования современных образовательных технологий, увеличение количества педагогов с высшим образованием, с первой и высшей категорией;

заполнению вакансий педагогов-психологов;

повышению качества образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в группах с белорусским языком обучения;

оснащение учреждений дошкольного образования современными средствами обучения, учебными изданиями, надворным оборудованием  в соответствии с установленными требованиями;

1.3. организациюздоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования на основе межведомственного взаимодействия через:

обеспечение безопасных условий пребывания детей в учреждениях дошкольного образования, принятия мер по профилактике детского травматизма; 

обеспечение качественного взаимодействия учреждений дошкольного образования с территориальными учреждениями здравоохранения по совершенствованию медико-психолого-педагогического сопровождения дошкольников.

2.В системе общего среднего образования:

2.1.высокий уровень управленческой культуры через:

эффективную систему самоконтроля за организацией образовательного процесса и работой педагогических кадров с учетом рекомендаций по итогам республиканского мониторинга качества общего среднего образования, проведенного Национальным институтом образования, анализа результатов итоговой аттестации, централизованного тестирования;

создание безопасных условий пребывания детей в учреждении образования:

успешную реализацию целей устойчивого развития в Беларуси;

качественную реализацию районного проекта по формированию положительного имиджа учреждений образования.

2.2. качество образования через:

создание опорных школ по подготовке к централизованному тестированию;

реализацию воспитательного потенциала учебных занятий по всем учебным предметам;

создание здоровьесберегающего пространства в учреждениях общего среднего образования;

объективную оценку качества образования по учебным предметам в соответствии с основными требованиями к результатам учебной деятельности учащихся;

системное взаимодействие с УО “Щучинский ГСПЛ”, качественную профориентационную работу с учетом потребностей региона;

качественную подготовку учащихся к централизованному тестированию;

оснащение предметных кабинетов учебным оборудованием, компьютерной техникой;

обеспечение необходимым спортивным инвентарем и оборудованием;

максимальное использование потенциала ресурсных центров, опорных школ;

социально-педагогическую поддержку субъектов образовательного процесса, оказание психологической помощи при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры;

повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования в образовательном процессе современных онлайн-сервисов и порталов, программных средств обучения;

формирование образовательной среды на основе «облачных» технологий, возможность скоростного доступа всех учреждений образования района к сети интернет через оптические волоконные линии (оптоволокно);

2.3. результативность работы с одаренными детьми через:

круглогодичную системную работу с высокомотивированными учащимися, используя потенциал районной школы «Интеллект», подготовке к республиканской олимпиаде на всех ступенях общего среднего образования;

повышение исследовательской компетентности педагогов и учащихся;

привлечение преподавателей УО “Гродненский государственный университет имени Янки Купалы” .

3. В системе специального образования:

повышение уровня межведомственного взаимодействия в решении вопросов выявления и учета, обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития;

увеличение доли учреждений дошкольного, общего среднего и специального  образования с «универсальной» безбарьерной средой;

оптимизацию сети классов интегрированного обучения и воспитания за счет уменьшения классов неполной наполняемости;

системную методическую работу с учителями-предметниками и воспитателями, работающими в условиях классов (групп) интегрированного обучения и воспитания, специальных классов (групп) с использованием потенциала специалистов ЦКРОиР, опорных учреждений по интегрированному обучению и воспитанию детей с ОПФР.

4. В воспитательной и социальной работе:

координацию деятельности руководителей учреждений образования, их заместителей, отвечающих за организацию идеологической и воспитательной работы; проведение системной работы по разъяснению государственной политики в части поддержки молодежи;

участие учреждений образования в областных этапах республиканских акций «Великой Победе  - 75!», «Собери Беларусь в своем сердце», «Беларусь помнит»; качественную реализацию исследовательско-поискового проекта «Это надо не мёртвым, это надо живым»;

эффективную реализацию информационно-образовательного проекта «ШАГ»;

качественную организацию экскурсионной деятельности, посещение музеев, включение в экскурсионные маршруты знаковых культурно-исторических объектов (МК «Брестская крепость-герой», Белорусский государственный музей Великой Отечественной войны, МК «Хатынь», ИКК «Линия Сталина», МК «Курган Славы» г. Минск);

повышение роли классного руководителя   в организации жизнедеятельности учреждения образования, классного коллектива ;

формирование у юношей гражданской зрелости и готовности к службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь; сотрудничество с местным военным комиссариатом;

совершенствование волонтерского движения, системы патриотического воспитания, формирование лидерских качеств и продвижение собственных инициатив в рамках взаимодействия с общественными объединениями: ОО «БРСМ», ОО «БРПО»

реализацию мероприятий, посвященных Году малой родины;

повышение качества работы системы дополнительного образования детей и молодежи, совершенствование работы учреждений образования в выходные дни и каникулярный период;

системную работу по повышению ответственности родителей за воспитание и обучение детей, эффективному взаимодействию семьи и учреждений образования;    

развитие сети детских оздоровительных лагерей в летний и межсезонный периоды;

повышение эффективности работы по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних, по обеспечению качества работы с учащимися, с которыми проводится индивидуальная  профилактическая работа, максимальной занятости несовершеннолетних в свободное время, в том числе в шестой школьный день;

развитие физкультурно-оздоровительного движения и формирование здорового образа жизни молодежи, обеспечение максимальной загрузки бассейна и спортивных залов, в том числе в выходные дни и каникулярный период, в свободное от проведения учебных и факультативных занятий время;

100 % оснащенность учреждений образования спортивным инвентарем и оборудованием;

эффективную реализацию во всех учреждениях общего среднего образования межведомственного проекта «Школа – территория здоровья».

5.В работе по защите прав и законных интересов детей:

безусловное исполнение законодательства в части защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в замещающие семьи не ниже областного показателя, уделив особое внимание детям в возрасте от 0 до 3 лет;

надлежащий контроль за условиями воспитания и содержания детей, воспитывающихся в детских домах семейного типа, приемных семьях, с проведением тщательного анализа исполнения родителями-воспитателями должностных обязанностей, обязанностей опекуна (попечителя) и договора об условиях воспитания и содержания детей;

эффективную и качественную организацию работы специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования по оказанию психолого-педагогической помощи нуждающимся в ней детям;

системную работу по повышению профессиональной компетенции приёмных родителей, родителей-воспитателей с использованием интерактивных форм.

6.В работе с кадрами:

повышение профессиональной компетентности специалистов, ответственных за ведение делопроизводства в учреждениях;

укрепление кадрового состава учреждений образования квалифицированными специалистами с учётом

современных требований к профессиональной компетентности работников образования;

совершенствование работы по подбору и расстановке руководителей и специалистов с учетом их профессиональных, деловых и личностных качеств;

продолжение работы по формированию действенного резерва руководящих кадров и организации эффективной работы с ним;

организацию системной работы c молодыми педагогами, в том числе соблюдение социальных гарантий, поддержку со стороны нанимателя и профсоюзной организации;

направление на переподготовку педагогов, не имеющих образования по соответствующему профилю, на основе качественного своевременного прогноза потребности в педагогических кадрах;

систематический контроль за соблюдением трудовой дисциплины и антикоррупционного законодательства.

7. В вопросах экономики образования и укрепления материально-технической базы:

7.1.устойчивое социально-экономическое развитие системы образования района через:

выполнение целевых показателей программы «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы;

постоянный контроль за качеством выполнения ремонтных и строительных работ в учреждениях образования, своевременное и рациональное использование бюджетных средств;

продолжение работы по устранению имеющихся нарушений противопожарных и санитарных норм и правил;

расширение спектра платных образовательных услуг;

развитие деятельности школьных бизнес-кампаний;

выполнение всех доведенных показателей социально-экономического развития по итогам работы за 2019 год.

привлечение прямых иностранных инвестиций в рамках реализации гуманитарных проектов;

проведение плановых (не реже 2 раз в год) и внеплановых осмотров зданий и сооружений учреждений образования с целью предупреждения их аварийности;

качественную подготовку учреждений образования к началу нового учебного года, подготовку к работе в осенне-зимний период;

7.2.Системный контроль за:

выполнением мероприятий по безопасности дорожного движения и предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма;

соблюдением техники безопасности и охраны жизни и здоровья обучающихся, пожарной безопасности;

выходом в Интернет учащихся и сотрудников при организации образовательного процесса;

организацией подвоза обучающихся в сельской местности, исключив раннюю доставку детей в учреждения образования;

максимальной загрузкой спортивных объектов, в том числе в выходные дни и каникулярный период, в свободное от проведения учебных и факультативных занятий время, оказанием услуг населению.

максимальной загрузкой бассейнов и спортивных залов, в том числе в выходные дни и каникулярный период.