РусскийБеларускi
Герб РБ

© Отдел образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома

Официальный сайт
Герб Щучин

Обратите внимание


                                       

 


   ИТОГИ РАБОТЫ ЗА 2018 ГОД И ЗАДАЧИ НА 2019 ГОД

подробнее.../свернуть

Основные усилия отдела образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома в 2018 году были направлены на обеспечение устойчивого функционирования сферы, создание безопасных условий пребывания детей в учреждениях образования, подготовку и проведение мероприятий, посвящённых Году малой родины.

На территории Щучинского района проживает 6586 несовершеннолетних до 18 лет, что на 205 детей меньше в сравнении с прошлым годом.

Предпринятые меры по повышению эффективности системы дошкольного образования позволили в целом успешно решать поставленные в 2018 году задачи. Обеспечивается доступность и улучшается качество дошкольного образования.

В связи с введением в эксплуатацию нового детского сада на 170 мест увеличилось количество мест в районе с 1561 до 1601, что дало возможность увеличить процент охвата детей от 1 года до 6 лет с 74,7% до 76,7%, детей от 3 до 6 лет с 91% до 94,8%.

В 2018 году увеличено количество групп с режимом пребывания от 2 до 7 часов (65, +2 к 2017 г., 51 +4 – на платной основе). Ежегодно увеличивается количество детей, охваченных новыми формами дошкольного образования на платной основе с 579 (38,9%) до 606 (40,5%).

Открыта услуга воспитания и обучения на дому для 1 ребенка в ГУО “Ясли - сад № 7 г. Щучина”.

Увеличился процент обеспеченности учреждений дошкольного образования на 1,4% средствами обучения и воспитания и на 5,4% надворным оборудованием, соответственно процент составил 87,5% и 74,75%.

Приняты эффективные меры по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности воспитанников, что позволило исключить случаи детского травматизма.

Проведена целенаправленная работа по повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования. Особое внимание уделялось профильности образования работников учреждений дошкольного образования.

В 2018 году 2 педагога направлены на переподготовку по специальности «Дошкольное образование», 10 педагогов занимались заочно в высших учебных заведениях, 7 педагогов получили высшее образование. В результате высшее образование имеют 50% педагогических работников учреждений дошкольного образования (2017-50%), 15,65% — высшую квалификационную категорию (2017 год – 9,9%).

Завершил инновационную деятельность по теме “Внедрение модели формирования интеллектуальной самостоятельности дошкольников в игровой деятельности” коллектив ГУО “Ясли - сад № 7 г. Щучина”.

Обеспечено взаимодействие и координация усилий заинтересованных служб по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, совершенствованию профилактической и оздоровительной работы с детьми с ослабленным здоровьем. Пропущено по болезни одним ребенком 4,1 дня (2017- 4,3 дня).

Все учреждения дошкольного образования обеспечены компьютерной программой для составления ежедневного меню, анализа выполнения норм питания, системой видеонаблюдения на центральных входах.

Вместе с тем, не удалось улучшить показатель по количеству педагогов с первой квалификационной категорией: данный показатель составляет 50%, что на 4,9% ниже 2017 года.

Не удалось активизировать деятельность педагогов по презентации передового педагогического опыта в средствах массовой информации, участие учреждений дошкольного образования в инновационных проектах.

Ориентируясь на высокий уровень развития системы образования района, к системе общего среднего образования предъявлялись самые серьёзные требования. Переоценка сделанного, глубокий самоанализ собственной деятельности с обозначением проблем в качественном развитии системы образования района по основным направлениям её деятельности, позволили находить пути и принимать действенные решения по повышению качества образования.

Решая основную задачу общего среднего образования – оказание педагогической помощи учащимся в их профессиональном самоопределении – создается эффективная система допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся с использованием ресурсов, как самих учреждений общего среднего образования, так и учреждений дополнительного образования детей и молодежи и Щучинского государственного сельскохозяйственного профессионального лицея.

Предоставление учащимся возможностей изучать предметы на повышенном уровне способствует повышению качества знаний, ориентирует их на выбор будущей профессии. В 8 учреждениях общего среднего образования района изучались предметы на повышенном уровне, из них в трех открыты педагогические классы. Обеспечивается качество знаний учащихся профильных классов: средний бал по профильным предметам превышает 8. Подтверждением качества знаний учащихся является 100 балльный результат по английскому языку учащейся гимназии Касперчук Анастасии.

По результатам участия в областной Педагогической олимпиаде «Будущие педагоги о школе будущего» диплом III степени завоевала Вилентий Яна, учащаяся ГУО «Гимназия г. Щучина» (учитель Гудень О.А.). Команда ГУО «Средняя школа №3 г. Щучина» под руководством учителя Гиль Н.В. по результатам участия в Слёте педагогических классов награждена дипломом III степени.

57,9% учащихся школ района поступили в высшие учебные заведения и более 70% на бюджет. 19,3% учащихся 9-х классов поступили в учреждения профессионально-технического обучения.

Продолжена работа по внедрению элементов школьной формы, в 2018/2019 учебным году все учреждения образования станут участниками республиканского проекта «Школа будущего».

Выполнена поставленная задача об определении опорного учреждения по допризывной подготовке юношей 10-11 классов: на базе СШ №1 г.Щучина обучаются юноши из городских учреждений и УПК “Лещанский д/с-СШ”.

Реализуется государственная политика по поддержке талантливой молодежи. Из средств районного бюджета на поддержку талантливых детей выделено в 2017/2018 учебном году более 2600 рублей. Сырыцкий Илья – мастер спорта Республики Беларусь по таиландскому боксу, стал лауреат премии имени А.И. Дубко. Васьковский Глеб и Богдевич Виталий стали стипендиатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и молодежи.

Для расширения возможностей учреждений образования в организации работы с детьми и подростками приобретены:   боксерский ринг для восточных единоборств, наборы конструкторов для робототехники, значительное количество спортивного инвентаря и туристического снаряжения. За счёт средств районного бюджета и спонсорской помощи обустроена фактически новая хоккейная площадка в аг.Орля.

Частично возвращены утерянные позиции в олимпиадном движении: на заключительном этапе республиканской олимпиады завоеваны два третьих места учащимися из гимназии по математике и ГУО «УПК «Новодворский д/с-СШ» по трудовому обучению. Зародившаяся почти 10 лет назад идея создания районного интеллектуального клуба «Мудры Шчупак» стала одним из направлений деятельности с одаренными детьми. В составе клуба 28 команд и 260 учащихся. В десятке лучших команд интеллектуальных клубов Гродненской области удерживает свои позиции команды СШ №2 г.Щучина под руководством Пекарь Татьян Игоревны.

Два года подряд воспитанники клуба юных инспекторов дорожного движения под руководством Виктора Ивановича Лештаева занимают призовые места на областных соревнованиях, а по отдельным номинациям в личном зачете учащиеся первые в области

Несмотря на принятие мер по повышению качества системы общего среднего образования, по ряду основных направлений деятельности положительной динамики не достигнуто.

Не удалось в полной мере реализовать намеченное в работе с одарёнными детьми. При определенном успехе на заключительном этапе республиканской олимпиады на областном этапе количество завоеванных мест снизилось с 8 до 5. Проведен серьезный анализ причин снижения результативности выступления. Недостаточно системно и качественно работают с детьми педагоги, в отдельных учреждениях образования отсутствует должный уровень координации и контроля со стороны администрации.

Вышеуказанные причины не позволили сохранить положительную динамику в научно-исследовательской деятельности. В 2018 году завоеван 1 диплом на областной научно-практической конференции «Альфа» учащимся ГУО «СШ №3 г. Щучина» по русской литературе.

Анализ успеваемости за 2017/2018 учебный год показал недостаточный уровень использования педагогами личностно-ориентированного подхода в обучении в УПК «Можейковский д/с-БШ», УПК “Скрибовский д/с-СШ”, Василишковской СШ, УПК “Рожанковский д/с-СШ», УПК «Лещанский д/с-СШ», УПК «Каменский д/с-СШ», УПК «Дембровский д/с-СШ».

Не удалось улучшить результаты централизованного тестирования: только по трем предметам средний балл выше областного. Администрацией учреждений образования и педагогами не предпринимаются эффективные меры по повышению качества знаний учащихся.

В районном банке данных состояло на учете 773 (-24) ребенка с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР). Охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью составил 100%. Достигнуто увеличение показателя эффективности коррекционно-педагогической работы до 55,9% (+0,3%). В сравнении с предыдущим учебным годом наблюдается положительная динамика в обучении детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания. По итогам 2017/2018 учебного года эффективность оказания помощи детям, обучающимся по образовательным программам специального образования, составляет 36,5% (+5,5%). По результатам коррекционно-педагогической работы в ПКПП исправили речевое нарушение 250 (55,9%) обучающихся (+0,4%): из них 130 (52%) детей дошкольного возраста, 120 (48%) - школьного возраста. Продолжить посещение ПКПП рекомендовано 192 (43%, -1,4%) детям: из них 135 (3,3%) – дошкольного возраста, 57 (-3,3%) - школьного возраста.

В районе функционируют опорные учреждения образованияпо интегрированному обучению и воспитанию на уровне дошкольного и общего среднего образования ( ГУО “Я/с №7 г.Щучина”, ГУО “СШ №2 г.Щучина”).

С целью методического сопровождения процесса обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в 2017/2018 учебном году продолжена работа Ресурсного центра на базе ГУО “Щучинский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации” (далее - ЦКРОиР) по методическому сопровождению процесса обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью, в условиях учреждения образования и семьи.

Обеспечение педагогических работников и детей с ОПФР учебной и методической литературой осуществляется через библиотечный фонд ЦКРОиР, который насчитывает 2650 экземпляров учебно-методических пособий. Обеспеченность учебно-программной документацией составляет 100%, обеспеченность учебниками и учебно-методической литературой составляет 100%.

Повышение уровня методической работы с педагогами Щучинского района по обеспечению качества специального образования осуществлялся через 5 районных методических объединений и 2 районные творческие группы для всех категорий педагогических работников системы специального образования, в рамках которых организованы семинары-практикумы, заседания круглых столов, консультативную деятельность.

Обеспечено 100% поступление выпускников классов интегрированного обучения и воспитания, обучающихся по программе I отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы - интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью в выбранные учреждения образования.

Вместе с тем, в системе специального образования показатель эффективности оказания коррекционно-педагогической помощи в ПКПП остается ниже областного на 1,3%.

Остается низким показатель создания универсальной безбарьерной среды в учреждениях общего среднего и дошкольного образования и составляет 9,1%. Не во всех учреждениях образования создана адаптивная безбарьерная среда, показатель составляет 39,4%.

К сети Интернет подключены все учреждения образования по широкополосному доступу ADSL. 4 учреждения образования имеют оптоволоконный Интернет.

Все учреждения имеют сайты, что способствует открытости и доступности информации об образовательном процессе, формированию представления о качестве образовательного процесса. Функционируют 11 информационно-библиотечных центров на базе библиотек школ.

Во всех учреждениях общего среднего образования внедрен проект электронной школы, обеспечивающей сервис «Электронный дневник/Электронный журнал».

В 2018 году на областном конкурсе “Компьютер. Образование. Интернет” государственными учреждениями образования гимназия г.Щучина и СШ №3 г.Щучина завоеваны 2 и 3 места, а на республиканском конкурсе 1 место удостоен проект учителя ГУО «Василишковская СШ» Ханько Светланы Антоновны.

Оснащено вычислительной техникой 100% школьных библиотек. В 2018 году обновлено 3 класса новой компьютерной техникой.

Вместе с тем, более 43,2% учреждений общего среднего в кабинетах информатики использует компьютерную технику 2003-2005 годов выпуска. Руководители учреждений образования не предпринимают мер по поиску дополнительных источников финансирования для приобретения компьютерной техники в учебные кабинеты, остается актуальным дальнейшее наращивание предметных кабинетов, обеспеченных компьютерной техникой для учащихся. Недостаточно автоматизирована работа учителя и учащегося в предметных кабинетах. Ни в одном предметном кабинете ГУО «УПК Можейковский д/с-БШ» не установлен компьютер на рабочих местах учителя или учащегося.

Сложилась стабильно функционирующая система идеологической и воспитательной работы.

Координирующая функция по вопросам воспитания осуществлялась через реализацию Комплексной программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Щучинском районе на 2016-2020 годы, соответствующих школьных программ.

В рамках Года малой родины работа учреждений образования направлена на создание благоприятных условий для развития социально-экологических инициатив, проявление созидательной инициативы по благоустройству малой родины. Учреждения образования района включились в республиканскую экологическую кампанию «Обустроим малую родину».

Обеспечено вовлечение молодежи в социальную практику происходит через работу детских общественных объединений. Охват детскими и молодежными общественными организациями составляет 85% (ОО «БРПО» - 88%, ОО «БРСМ» - 82%).

Сохранению и развитию пионерских традиций способствуют пионерские инициативы, слеты и праздники, работа по присвоению дружины имен героев-земляков. Имена пионеров-героев Великой Отечественной войны и воинов-интернационалистов, выдающихся людей края присвоены 18 (100%) пионерской дружины учреждений образования. Активисты детских и молодежных общественных объединений реализуют себя в конкурсах, проектах, социально значимой деятельности, вносят посильный вклад в общественную жизнь. В реализации программ волонтёрского движения принимает участие 1257 школьников. Организована деятельность 143 тимуровско-волонтерских отрядов (охват 33%) (2017г-19 отрядов, 318 учащихся, охват -7,8%).

В течение 2017/2018 учебного года реализовано 30 детских и молодежных инициатив различного направления (экологическое, лидерское, гражданско-патриотическое, волонтерское, нравственно-эстетическое, ЗОЖ).

Продолжал свою деятельность Молодежный парламент. Юные парламентарии стали инициаторами и активными участниками 3-х социально значимых проектов ("Поколение. ВY", "Думай глобально - действуй локально", "Детская улыбка"), районной акции “Молодежь в действии: ВМЕСТЕ обустроим “Космодром”.

На протяжении 2018 года продолжена реализация районного проекта “Музеи Щучинщины: виртуальный портал”. В областном конкурсе виртуальных музеев музеи ГУО “Гимназия г.Щучина” и ГУО “УПК Головичпольский д-с/СШ” заняли соответственно 1 и 2 место. В областном конкурсе музейных экспозиций “Наша школа вчера и сегодня” работа музея ГУО “Гимназия г.Щучина” отмечена дипломом 2 степени.

За период с января по декабрь 2018 года было проведено 769 экскурсий и туристических путешествий с участием 17772 учащихся. Показатель охвата учащихся экскурсионной деятельностью составил 462,81 %.

Правоохранительным движением в учреждениях образования посредством деятельности 70 отрядов (+14), охвачено 829 школьников (+97). В учреждениях общего среднего образования обеспечена работа 18 антинаркотических отрядов(+2) с охватом 198 учащихся.

Существующая в районе система дополнительного образования охватывает 81% (+3%) учащихся. Прогнозные показатели подпрограммы «Развитие системы дополнительного образования детей и молодежи» государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы перевыполнены на 2%. Открыто 33 новых объединения по интересам.

Качество и результативность работы позволяют ГУО «Щучинский дворец творчества детей и молодежи» сохранять позиции лучших в области по итогам реализации областной программы «Сотрудничество».

Сформирована региональная и школьные модели воспитательной деятельности в шестой школьный день. Процент посещаемости составляет 78% (+3%). В шестой школьный день на базе учреждений общего среднего и дополнительного образования организована работа 253 объединений по интересам с охватом 2981 (76%; +20%).

С целью пропаганды педагогических знаний среди родителей, для создания правильных взаимоотношений в семье, выработке единых подходов и требований школы и семьи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения в учреждениях образования района организованы педагогический всеобуч для родителей. Дифференцированными формами обучения охвачено около 3000 родителей, организована работа 26 семейных клубов, 170 лекториев. Открытый диалог с родителями на районном уровне позволил увидеть существующие проблемы в воспитании детей в школе и дома, вместе принять и выработать решения по совершенствованию работы.

Профориентационная работа в учреждениях образования осуществляется на всех ступенях общего среднего образования. В соответствии с планом совместной профориентационной работы налажено тесное взаимодействие учреждений общего среднего образования района с региональным учреждением профессионально-технического образования – Щучинским ГСПЛ. Стали традиционными «профессиональные субботы», организуемые на базе лицея, включающие современные интерактивные формы работы: мастер-классы, организуемые мастерами производственного обучения и учащимися лицея.

Совместно с дирекцией лицея и учреждениями общего среднего образования города предприняты организационно-управленческие меры и с 01.09.2017г. организована допрофессиональная подготовка обучающихся 9. Допрофессиональная подготовка организована в 6-ой школьный день в соответствии с приказом отдела образования, спорта и туризма Щучинского райисполкома от 06 сентября №208. Обучение 65 обучающихся реализуется через объединение по интересам «Допрофессиональная подготовка» ГУО «Щучинский районный центр технического творчества» с использованием учебной базы УО «Щучинский ГСПЛ».

Целенаправленная работа по профилактике преступлений и правонарушений позволила избежать по итогам года преступлений, совершаемых школьниками.   Удельный вес подростковой преступности в районе по отношению к общей по оконченным уголовным делам по состоянию на 01.01.2019 составил 1,1% (5,6%), при среднеобластном – 2,6%.

Выполнены задачи по увеличению количества детей, охваченных оздоровлением. Оздоровлено 2202 школьника (2017г.-1802(+400)).Плановые задания выполнены на 100 %. Охват оздоровлением составил 55,7 % от общего числа учащихся в районе и выше показателей летней кампании 2017 года на 10,7%. Впервые в летний период функционировали круглосуточные военно-патриотические, спортивно-оздоровительный лагерь для 200 школьников. Улучшилось качество разработки и внедрения моделей воспитательной работы в оздоровительном лагере “Космодром”. Материалы детского оздоровительного лагеря “Космодром” отмечены дипломом 3 степени главного управления образования Гродненского облисполкома.

Вместе с тем, не все задачи организации занятости учащихся, в том числе в летний период, решались качественно. Имелись недоработки в части взаимодействия учреждений общего среднего и дополнительного образования, организации работы по месту жительства, обеспечения занятости несовершеннолетних, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, признанными находящимися в социально опасном положении.

Остается проблемой для ряда учреждений образования привлечение родительской общественности в организацию шестого школьного дня.

Недостаточна работа по пропаганде позитивного опыта семейного воспитания.

Не оперативно обновление информационных ресурсов учреждений образования.

Проблемными остаются вопросы безопасного поведения детей и подростков. Имеет место факт совершения несовершеннолетней попытки суицида. Отмечается рост числа беременных-школьниц. Сотрудниками ИДН Щучинского РОВД выявлено 18 фактов нарушения школьниками антиалкогольного законодательства. 41 родитель был привлечен к административной ответственности за необеспечение сопровождения детей в возрасте до 16 лет в ночное время.

Остаётся приоритетным направлением в работе отдела образования, спорта и туризма совершенствование социально-психологической, правовой помощи семьям, направленной на профилактику и разрешение проблем семейного неблагополучия, повышение ответственности родителей за воспитание детей.

Уменьшилось количество детей, признанных находящимися в социально опасном положении с 182 детей из 105 семей на 1 января 2018 года до 141 ребёнок из 71 семей на 1 января 2019 года. Снизился процент детей, признанных находящимися в социально опасном положении в возрасте от 0 до 3 лет, и составляет около 20% от общего количества детей, признанных находящимися в социально опасном положении.

Значительно снизилось в сравнении с прошлым годом и число детей, признаваемых в социально опасном положении, что свидетельствует о пассивной, выжидательной позиции учреждений образования. За 2018 год 161 (-48) детей, признанных находящимися в социально опасном положении, поставлены на учёт. Из них 34 (-7) ребёнок (21%) в возрасте от 0 до 3-х лет из 32 (-5) семей. На 0.3 % снизился показатель числа детей, находящихся в социально опасном положении, к общему количеству детей в районе (2.4%).

В сравнении с прошлым годом значительно уменьшилось количество детей, признанных нуждающимися в государственной защите. На 01.01.2018г. с 7 детей из 5 семей до 1 ребёнка из 1 семьи, а также признаваемых нуждающимися в государственной защите за 2018 г. с 28 детей у 21 родителя до 8 детей у 11 родителей. Процент детей, признанных в государственной защите в возрасте от 0 до 3 лет, составляет 24%, что на 8 % меньше прошлого года.

На протяжении двух лет снижается процент детей снятых с учёта находящихся в социально опасном положении в связи с нормализацией обстановки в семье. За 2018 год снято с учёта по ликвидации причин семейного неблагополучия 67.7% детей, что на 12,6 % меньше показателя 2017 года.

Имеются факты несвоевременного признания детей, находящимися в социально опасном положении, в государственной защите ГУО “УПК Орлевский д/с-СШ”, ГУО “СШ №2 г. Щучина”, ГУО “Ясли/сад №5 г.Щучина”, ГУО “УПК Скрибовский д/с-СШ”, ГУО “УПК Новодворский д/с-СШ”, ГУО “СШ №1 г.Щучина”.

На протяжении 3 лет остаётся стабильным количество вновь выявленных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и составляет 17 детей. На 4 ребёнка уменьшилось количество вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие лишения родительских прав обоих родителей (единственного родителя). 6 детей (54,5%), в отношении которых родители лишены родительских прав – это дети от 0 до 3 лет. Удалось снизить в сравнении с прошлым годом количество родителей, лишённых родительских прав, на 5 человек (11 родителе), в рамках Декрета №18 - на 3 человека (8 родителей).

Несмотря на принимаемые меры по обеспечению права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на жизнь и воспитание в семье, снизился процент их устройства в замещающие семьи с 82,5% до 76,5%.

На 01.01.2019 г. в районе функционирует 26 приемных семей, в которых воспитывается 41 ребёнок, два детских дома семейного типа (г.п.Острино) – 17 детей, 44 опекунские семьи, в которых воспитывается 51 ребенок (01.01.2018 г. - 28 приемных семей - 53 ребёнка, два детских дома семейного типа (г.п.Острино) – 18 детей, 44 опекунские семьи - 50 детей). Сокращение количества приёмных семей связано с исполнением воспитанникам 18 лет, а также поступлением в учреждения среднего специального, профессионально-технического, высшего образования. По этой причине наблюдается ежегодное снижение наполняемости приёмных семей. На 01.01.2019г. он составляет 1,6 ребёнка на приёмную семью (2018 г. - 1,9, 2017 г. – 2).

Положительную динамику имеет усыновление детей из приёмных семей. За 2018 год усыновлено 5 детей: 3 детей в возрасте до 3-х лет, 2 - от 3 до 5 лет. 1 ребёнок усыновлен кандидатами в усыновители, которые состояли на учёте в отделе.

В работе по развитию и улучшению состояния физического воспитания и спорта учащихся в 2018 году отделом образования, спорта и туризма, учреждениями общего среднего образования достигнута положительная динамика по ряду показателей.

В 2018 году за счет средств районного бюджета и спонсорских средств приобретен спортивный инвентарь и оборудование на сумму около 65 тысяч рублей. Увеличен показатель обеспеченности учреждений общего среднего образования спортивным инвентарем и оборудованием с 85 до 88,5 процентов. Процент обеспеченности спортивным инвентарем У «ДЮСШ г.Щучина» увеличился с 81,5 до 88,4 процентов в соответствии с типовым перечнем.

Проведены работы по капитальному ремонту хоккейной коробки ГУО «УПК Орлевский д/с-СШ им.С.П.Шупени» (затрачено около 22 тысяч рублей), отремонтированы спортивный зал, раздевалки и душевые ГУО «СШ №3 г.Щучина» (затрачено около 86 тысяч рублей). На 2019 год запланирован ремонт спортивных залов ГУО «Гимназия г.Щучина» и ГУО «СШ №2 г.Щучина».

Стабилизировалось количество занимающихся в объединениях по интересам физкультурно-спортивного направления. 63% учащихся активно занимаются физкультурой и спортом во внеурочное время, что выше областного показателя на 2,5%. Учреждениями общего среднего образования охвачено 24% (923) учащихся, дополнительного образования – 15% (575), учреждении «ДЮСШ г.Щучина» и филиале «Василишки» Гродненской межрайонной СДЮШОР профсоюзов «Юность» – 17,6% (681), в факультативах спортивной направленности - 6% (235) учащихся. На базе ГУО «СШ №1 г. Щучина» открыт уже третий спортивный класс, всего спортивными классами охвачено 56 учащихся.

Общий процент учащихся, занимающихся физкультурой и спортом, в шестой день недели составил 33% (1261 учащихся). В шестой день недели работает 84 объединений по интересам физкультурно-спортивного направления. Наблюдается положительная динамика процента охвата учащихся учреждений общего среднего образования обучением плаванию – с 65% до 70% (2017 год – 65%) (областной показатель – 61%).

Увеличен процент загруженности спортивных залов. Районный показатель составил 92,2% (в 2017 году - 90,2%).

Успешно выступили учащиеся в областных спортивно-массовых мероприятиях, заняв 1 место во второй группе районов. Результативны соревнования по видам спорта: гандбол (юноши), настольный теннис, чирлидинг, “Золотая шайба”, “Кожаный мяч” (девочки). В составе сборных команд области 4 учащихся района принимали участие в республиканской спартакиаде школьников (на уровне 2017 года). В общем зачете по спортивно-массовым видам район занял 1 место в области, в областной спартакиаде школьников – 4 место.

Принятые меры по сохранению и укреплению здоровья учащихся позволили увеличить с 26,4% до 30,2% количество школьников, имеющих 1 группу здоровья, при этом с 62% до 56,6% уменьшилось количество учащихся со второй группой здоровья и незначительно с 10,6% до 10,74% увеличилось количество - с третьей группой здоровья. Количество детей, относящихся к 4 группе, осталось прежним 1,2%, т.е. дети-инвалиды. Уменьшилось количество школьников, посещающих основную группу по предмету физическая культура и здоровье, 79,16% (-3,84%), увеличилось на 2,3% количество школьников подготовительной группы, на 0,77% увеличилось количество обучающихся специальной группы, на прежнем уровне остался процент школьников, посещающих группу лечебной физической культуры - 0,6%.

По прежнему в структуре заболеваний самой высокой патологией среди учащихся школ является патология органов зрения –   824 учащихся 21,46% (+1,46% в сравнении с прошлым годом) и заболевания хирургической патологии +68 учащихся 9% (+1,8%), из них нарушение осанки у 172 обучающихся 4,48% (+0.18%), увеличилось количество детей со сколиозом с 1,8% до 3,2%. Стоит отметить снижение показателей по заболеваниям органов дыхания - 119 учащихся 3,1% (-0,4%), желудочно-кишечного тракта - 79 школьников 2,06% (-0,4%).

Однако, увеличилось количество заболеваний сердечно-сосудистой системы - 175 учащихся 4,5% (+0,8%), мочевыделительной системы - 76 учащихся 1,98% (+0,5%), ЛОР патологии - 150 учащихся 3,9% (+0,4%).

Анализ заболеваемости школьников острыми заболеваниями показал, что заболеваемость ниже прошлого года на 7%, случаев болезни меньше на 395 - 10%, по болезни пропущено меньше на 2639 дней, индекс здоровья повысился до 44,5 (+3,6%), пропущено 1 ребенком 4,96 дня, что на 0,74 дня меньше 2017 года.

Таким образом, наблюдается тенденция к увеличению количества учащихся, имеющие отклонения в состоянии здоровья, что свидетельствует о недостаточном уровне профилактической работы, наличии случаев несоблюдения норм и требований санитарных правил к организации образовательного процесса.

Для повышения профессионального уровня педагогов в районе действует мобильная система методической работы с педагогическими кадрами, которая позволяет педагогическому работнику выбрать индивидуальную траекторию личностно-профессионального развития.

Методическая работа способствовала непрерывному повышению профессионального мастерства 901 педагогического работника. Высшее образование имеет 80 % педагогов. В районе преобладает процент опытных педагогов: количество педагогов со стажем работы до 5 лет составило 12 %, от 5 до 15 лет – 13 %, свыше 15 лет – 75 %. Процент педагогов с высшей категорией увеличился с 22,5 % до 23 %, при этом с первой категорией остался неизменным 47 %.

Предпринимаются меры по повышению качества педагогического потенциала региона.

98% педагогических работников работают согласно специальности и квалификации. Работа по переподготовке кадров организовывалась, исходя из потребности учреждений образования в специалистах тех или иных специальностей. В 2018 году 1 педагог закончил, 2 – начали переподготовку по специальностям “Менеджмент учреждений дошкольного, общего среднего, дополнительного образования детей и молодёжи”, "Педагогика дополнительного образования детей и молодёжи", "Интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании".

Анализ кадрового состава школ позволяет говорить о сбалансированности в подборе специалистов разного возрастного уровня и стажа работы, что даёт возможность активизировать процесс преемственности педагогического опыта.

В 2018 году лучший педагогический опыт и опыт работы учреждений образования района был представлен на областных семинарах для заместителей начальников отделов образования, спорта и туризма, методистов РУМК, курирующих преподавание математики, прошедших на базе ГУО “Ясли-сад №6 г.Щучина”, ГУО “Василишковская СШ”, ГУО “Щучинский ДТДиМ”, ГУО “Гимназия г.Щучина”, опыт работы ГУО “Щучинский ДТДиМ” представлен для СМИ в рамках работы Губернаторской пресс-конференции, на заседании республиканского совета директоров учреждений дополнительного образования детей и молодёжи, ГУО “УПК Рожанковский д/с-СШ” – для работников образования Глубокского района Витебской области. 7 региональных семинаров проведено на базе областного ресурсного центра ГУО “Гимназия г.Щучина”.

Опыт работы ГУО “Гимназия г.Щучина” представлен на международном симпозиуме “Образование в интересах устойчивого развития для всех поколений – социальный договор”. Традиционно педагогический актив района принимает участие в образовательных мероприятиях, проводимых ГУО “Гродненский областной институт развития образования”. В 2018 году команда молодых педагогов приняла активное участие в республиканском фестивале “Призвание – педагог”, дипломами награждены педагоги-участники республиканского фестиваля “Искусство общения: воздействие – взаимодействие – успех”, дипломом за творческий подход к представлению эффективного педагогического опыта награждена Доценко О.В., участник областного фестиваля педагогического мастерства “Дошкольное образование: инвестиции в будущее”, дипломом 1 степени – Лисовская Е.Е., учитель ГУО “Гимназия г.Щучина” по итогам областных Коложских образовательных чтений.

Финалистом областного конкурса профессионального мастерства “Руководитель года” стала Дегтерова Ирина Петровна, директор ГУО «Щучинский дворец творчества детей и молодёжи». По итогам конкурса Дегтерова И.П. награждена грамотой главного управления образования Гродненского облисполкома.

План повышения квалификации руководящих работников и специалистов образования на 2018 год выполнен на 99,3% (ГрОИРО) и 100% (АПО).

В 2017/2018 учебном году были востребованы услуги 3-х районных ресурсных центров (ГУО «Гимназия г.Щучина», ГУО «СШ №3 г.Щучина», ГУО «Щучинский ЦКРОиР») и 2-х областных ресурсных центров системы образования Гродненской области, эффективно функционирующих на базе ГУО «Гимназия г.Щучина», ГУО «Василишковская СШ».

На базе 5 учреждений образования (ГУО «Гимназия г.Щучина, ГУО «Остринская СШ имени А.С.Пашкевич (Тётки)», ГУО «СШ №1 г.Щучина», ГУО «СШ №3 г.Щучина», ГУО «УПК Рожанковский д/с-СШ») продолжилась реализация инновационных и экспериментальных проектов. Наиболее эффективно процесс реализации осуществляется в ГУО «Гимназия г.Щучина».

Вместе с тем, имеются нерешённые задачи. Процедура обобщения педагогического опыта имеет незавершенный характер, ограничивается презентацией опыта работы педагогов на районных и областных семинарах, конференциях, проведением мастер-классов и в редких случаях завершается презентацией в средствах массовой информации.

Низка потребность педагогов в саморазвитии и, как следствие, в повышении квалификационной категории.

Уровень бюджетного финансирования позволил в 2018 году обеспечить устойчивое функционирование отрасли. На содержание учреждений образования и спорта, укрепление их материально-технической базы, проведение различных мероприятий образовательной, спортивной и туристической направленности использовано 41.3% районного бюджета. Бюджет исполнен на 99 %.

Выполнены все государственные социальные стандарты в сфере образования и спорта, абсолютное большинство целевых показателей Государственных программ «Образование и молодёжная политика», «Развитие физической культуры и спорта» и «Беларусь гостеприимная», доведённых показателей социально-экономического развития.

Средняя заработная плата в образовании составила в декабре 714,8 руб., при задании 704,4 руб., в спорте – 711,1 руб., при задании 691,0 руб.

За счёт средств областной инвестиционной программы завершено строительство дошкольного учреждения на 170 мест в микрорайоне Юго-Западный г. Щучина.

Приобретено транспортное средство для ГУО “Щучинский РСПЦ”. Осуществлялся системный контроль за организацией питания в учреждениях образования, переоснащению материально-технической базы пищеблоков. На пищеблоках 18 учреждений образования установлены системы видеонаблюдения на сумму 10048,8 рублей и на входах 7 дошкольных учреждений образования   - на сумму 9790,41 рублей.

Закуплено 3 компьютерных классов, большое количество кухонного инвентаря.

С целью обеспечения безопасных условий пребывания детей в учреждениях образования установлены тревожные кнопки на сумму 10851, 45 рублей.

Для расширения возможностей учреждений образования в организации полезной занятости детей и подростков в 2018 году приобретены: комплекс турников, рукоход разноуровневый, скамья для пресса наклонная, шведская стенка двойная и большое количество спортивного инвентаря.

Предприняты меры по выполнению установленных управлением образования Гродненского облисполкома и Щучинским райисполкомом параметров социально-экономического развития. Программа внебюджетной деятельности выполнена на 103,84%. Перевыполнены планы сдачи вторичных материальных ресурсов: 120% макулатура, 116,7% стекло. План по сдачи металлолома выполнен только на 97,2%.

Не вышли на плановые показатели по развитию внебюджетной деятельности в 2018 году ГУО «СШ №1г.Щучина», ГУО «СШ №2 г.Щучина», ГУО «Остринская СШ», ГУО «УПК Орлевский д/с – СШ», ГУО «УПК Первомайский д/с – СШ», ГУО «Щучиснкйи ЦТТ», ГУО «Ясли-сад аг.Турья», ГУО «Ясли-сад г.п. Желудок», ГУО «Щучинский районный социально - педагогический центр».

Абсолютное большинство учреждений не используют для укрепления материально-технической базы возможности международной технической помощи.


 


   С ЦЕЛЬЮ КАЧЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РАЙОНА В 2019 ГОДУ НЕОБХОДИМО ОБЕСПЕЧИТЬ:

подробнее.../свернуть

.

1. В системе дошкольного образования:

1.1. сохранение доступности дошкольного образования через:

 расширение спектра социально-образовательных услуг для детей, не посещающих учреждения дошкольного образования;

1.2. совершенствование качества образовательного процесса через:

внедрение в педагогическую практику учреждений дошкольного образования современных образовательных технологий, в том числе информационных коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов, увеличение педагогов с высшим образованием;

оснащение учреждений дошкольного образования современными средствами обучения, учебными изданиями в соответствии с установленными требованиями;

1.3. организациюздоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования на основе межведомственного взаимодействия через:

дальнейшее внедрение в учреждения дошкольного образования автоматизированных систем по учету и контролю за качеством питания, организацию сбалансированного рационального питания детей;

безотлагательную реализацию комплекса мер и совместных планов  по созданию безопасных условий жизнедеятельности, исключение случаев  детского травматизма;

обеспечение качественного взаимодействия учреждений дошкольного образования с территориальными учреждениями здравоохранения по совершенствованию медико-психолого-педагогического сопровождения дошкольников.

.

2. В системе общего среднего образования:

2.1. высокий уровень управленческой культуры через:

эффективную систему самоконтроля за организацией образовательного процесса и работой педагогических кадров с учетом рекомендаций по итогам республиканского мониторинга качества общего среднего образования, проведенного Национальным институтом образования, анализа результатов итоговой аттестации, централизованного тестирования;

совершенствование материально-технической базы учреждений образования;

создание информационно-образовательного пространства школы на основе «облачных» технологий, обеспечение скоростного доступа к сети Интернет;

создание безопасных условий пребывания детей в учреждении образования.

2.2. качество образования через:

создание равных условий для получения качественного общего среднего образования во всех видах учреждений общего среднего образования;

реализацию воспитательного потенциала учебных занятий по всем учебным предметам;

создание здоровьесберегающего пространства в учреждениях общего среднего образования;

объективную оценку качества образования по учебным предметам в соответствии с основными требованиями к результатам учебной деятельности учащихся;

системное взаимодействие с УО “Щучинский ГСПЛ” по вопросам допрофессиональной и профориентационной подготовки;

качественную профориентационную работу, формирование у обучающихся и выпускников учреждений общего среднего образования мотивации для получения профессионального образования;

повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования в образовательном процессе современных информационно-коммуникационных технологий;

качественную подготовку учащихся к централизованному тестированию;

оснащение предметных кабинетов учебным оборудованием, компьютерной техникой;

максимальное использование потенциала ресурсных центров, опорных школ;

2.3. результативность работы с одаренными детьми через:

повышение качества работы районной школы «Интеллект» по подготовке к республиканской олимпиаде на всех ступенях общего среднего образования;

создание эффективной системы отбора и подготовки участников олимпиадного движения;

повышение профессиональной компетенции педагогов в работе с одарёнными детьми;

привлечение преподавателей УО “Гродненский государственный университет имени Янки Купалы”.

.

3. В системе специального образования:

повышение уровня межведомственного взаимодействия в решении вопросов выявления и учета, обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития;

увеличение доли учреждений дошкольного, общего среднего и специального  образования с «универсальной» безбарьерной средой;

оптимизацию сети классов интегрированного обучения и воспитания за счет уменьшения классов неполной наполняемости;

системную методическую работу с учителями-предметниками и воспитателями, работающими в условиях классов (групп) интегрированного обучения и воспитания, специальных классов (групп) с использованием потенциала специалистов ЦКРОиР, опорных учреждений по интегрированному обучению и воспитанию детей с ОПФР.

4. В воспитательной и социальной работе:

воспитание у детей любви к своей земле, народу, уважения Отечества, белорусской истории, культуры, традиций и обычаев;

формирование социально активной личности, молодого человека, готового к принятию ответственных решений, активного гражданина;

организацию вторичной занятости учащихся, приобщение их к социально значимой деятельности, в том числе посредством развития волонтерского движения, создания студенческих отрядов;

развитие молодежного парламентаризма, повышение качества работы первичных организаций, детских и молодежных общественных объединений;

создание информационного пространства воспитательной работы через организацию сетевого взаимодействия участников образовательного процесса с целью обучения детей информационной безопасности в Интернет-пространстве, формирование у них критического мышления;

разработку и внедрение эффективных методов повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) детей, поддержка инициатив родительской общественности, пропаганда позитивного опыта семейного воспитания;

совершенстование деятельности школьных музеев по следующим направлениям: организация исследовательской работы учащихся; пополнение музейных фондов; создание в музеях уголков малой родины, проведение на базе музеев тематических выставок, экскурсий и других мероприятий; активизация производственного туризма, реализация межрайонного проекта «Да суседзяў»;

качество работы с учащимися, с которыми проводится индивидуальная  профилактическая работа;

максимальную занятость несовершеннолетних в свободное время, в том числе в шестой школьный день;

развитие сети профильных детских оздоровительных лагерей.

5. В работе по защите прав и законных интересов детей:

безусловное исполнение законодательства в части защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в замещающие семьи не ниже областного показателя, уделив особое внимание детям в возрасте от 0 до 3 лет;

надлежащий контроль за условиями воспитания и содержания детей, воспитывающихся в детских домах семейного типа, приемных семьях, с проведением тщательного анализа исполнения родителями-воспитателями должностных обязанностей, обязанностей опекуна (попечителя) и договора об условиях воспитания и содержания детей;

эффективную и качественную организацию работы специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования по оказанию психолого-педагогической помощи нуждающимся в ней детям;

качественное изучение условий воспитания и проживания несовершеннолетних на начало 2018/2019 учебного года;

системную работу по повышению профессиональной компетенции приёмных родителей, родителей-воспитателей с использованием интерактивных форм.

6. В работе с кадрами:

повышение профессиональной компетентности специалистов, ответственных за ведение делопроизводства в учреждениях;

укрепление кадрового состава учреждений образования квалифицированными специалистами с учётом
современных требований к профессиональной компетентности работников образования;

совершенствование работы по подбору и расстановке руководителей и специалистов с учетом их профессиональных, деловых и личностных качеств;

продолжение работы по формированию действенного резерва руководящих кадров и организации эффективной работы с ним;

организацию системной работы c молодыми педагогами, в том числе соблюдение социальных гарантий, поддержку со стороны нанимателя и профсоюзной организации;

направление на переподготовку педагогов, не имеющих образования по соответствующему профилю, на основе качественного своевременного прогноза потребности в педагогических кадрах;

систематический контроль за соблюдением трудовой дисциплины и антикоррупционного законодательства.

7. В вопросах экономики образования и укрепления материально-технической базы:

7.1. Устойчивое социально-экономическое развитие системы образования района через:

выполнение целевых показателей программы «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы;

постоянный контроль за качеством выполнения ремонтных и строительных работ в учреждениях образования, эффективное и рациональное использование бюджетных средств на эти цели;

продолжение работы по устранению имеющихся нарушений противопожарных и санитарных норм и правил;

расширение спектра платных образовательных услуг;

выполнение всех доведенных показателей социально-экономического развития по итогам работы за 2018 год;

привлечение прямых иностранных инвестиций.

7.2.Системный контроль за:

выполнением мероприятий по безопасности дорожного движения и предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма;

соблюдением техники безопасности и охраны жизни и здоровья обучающихся, пожарной безопасности;

выходом в Интернет учащихся и сотрудников при организации образовательного процесса;

организацией подвоза обучающихся в сельской местности, исключив раннюю доставку детей в учреждения образования;

максимальной загрузкой бассейнов и спортивных залов, в том числе в выходные дни и каникулярный период.